Для многих это прозвучит парадоксально, но необходимо признать, что советский русский в общем и целом был более «западным» человеком, чем дореволюционный, во всяком случае теоретически, но в значительной степени и практически тоже. По свидетельству Георгия Федотова, новое, красное поколение русских пугало белоэмигрантов именно своей «западностью»: «Все характеристики русской души, удобные в прошлом, отказываются служить для нового человека. Он совершенно другой, не похожий на предков. В нём скорее можно найти тот культурный тип, в оттолкновении от которого мы всегда искали признак русскости: тип немца, европейца, “мальчика в штанах”. Homo Europaeo-Americanus. Это вечное пугало русских славянофилов, от которого они старались уберечь русскую землю, по-видимому, сейчас в ней торжествует» («Письма о русской культуре», 1938 г.).
В идеологии Российской Империи русский человек – это такой покорный судьбе таджикообразный даун, послушно трудящийся и нерассуждающе молящийся. В советской же идеологии русский человек – это творец, борец и победитель, преодолевающий препятствия, побеждающий врагов и повелевающий стихиями. Нагляднее всего это показывает искусство. Классическая русская литература времён Российской Империи в изобилии представляет всевозможных лишних людей, неудачников, страдальцев и душевнобольных, а вот русского человека как деятельного и успешного творца в ней нет или почти нет. Важный вопрос – почему так. Я думаю, что причина в том же самом антинациональном характере власти. Русское искусство советской эпохи возместило этот недостаток и в определённом отношении стало антиподом дореволюционного искусства, возведя на пьедестал образ Русского Сверхчеловека.
Вот в качестве примера
Комментарии (0)