Об известном
Как известно, знаменитый “Манифест коммунистической партии” начинается словами: “Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма”, а заканчивается, теперь почти позабытым лозунгом: “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”.
Перефразируя классиков, можно высказать предположение о том, что призраки самых экстравагантных общественных движений нынче слоняются по всему миру целыми бандами, и многие посвящённые им памфлеты и электронные-страницы вполне могут также завершаться неким призывом к какому-либо единению. На их фоне вечное и естественное стремление больших и малых религиозных конфессии ко “всеобщему единству” на основе принятия их “символа веры” давно не воспринимается, как нечто только этим религиям присущее… Социальные сети в интернете способны не просто мгновенно распространить по всему миру любую идею, но и относительно быстро с помощью давно опробованных приёмов и технологий объединить её адептов.
Так в чём же причина нарастающей разобщённости людей, даже перед лицом огромных проблем, вопиющих к элементарному “единению ради спасения”? Насколько силён здесь пресловутый фактор манипуляции массовым сознанием, когда с одной стороны, реальные факты и проблемы замалчивают или “замыливают”, а с другой ― ложные угрозы раздувают и назойливо муссируют во всех СМИ? При этом поставленная на поток система т.н. калейдоскопического образования (сваленная “в кучу” масса “знаний”) культивирует невероятную путаницу в головах прежде всего по поводу истинных и ложных критериев оценки реальности. В итоге ЛЮБАЯ значимая информация, если хоть как-то и восприниматься, то вызывает стабильное отторжение концентрации на ней должного внимания? Ради привлечения и удержания этого внимания с целью “донесения до сознания” очередной “светлой идеи”, современные “пророки” вынуждены порой прибегать к известным методам “войны за потребителя”, причём, чаще всего с тем же процентом “успеха”. Когда случайный зевака бывает “уловлен” порой совершенно второстепенными по отношению к основному продукту “завлекалочками”, да и то лишь до того времени, как будет “перехвачен” кем-то и чем-то другим.
Если принять такой взгляд на мир, как последовательную деградацию общества, то создаётся впечатление катастрофического отрыва масс от сколько-нибудь целостного мировоззрения и глубокого понимания базовых / традиционных ценностей даже в ситуации более-менее консервативного образа жизни по привычке или по преданию. Такая духовная бесхребетность и интеллектуальная распущенность не позволяет апеллировать к разуму широкой аудитории, в смысле ожидания адекватной реакции на довольно длинные мыслительные цепочки и сложные логические выкладки. Здесь отдельные “умники” не показатель, ведь, большинство “выбирает сердцем”, т. е. повинуясь сиюминутному впечатлению и/или “общепризнанному” (кем-то назначенному) авторитету.
Но разве не осталось людей духовно развитых, интеллектуально честных, способных мыслить глубоко и рассуждать здраво? Почему же в обществе не рождается никакой сколько нибудь всеобщей объединительной идеи.
Очевидно, что дело совсем не в отсутствии “предложения” или “спроса”. Прекрасными, мудрыми, оригинальными, сумасшедшими, идиотскими и просто “прикольными” идеями по решению всех мыслимых и немыслимых проблем завалены сайты, библиотеки и… головы миллионов землян! Но при этом, что-то одновременно неуловимое и непреодолимое эффективно мешает, казалось бы элементарному объединению некоего “критического большинства”, для решения реально существующих, самых насущных, жизненно важных проблем…
“Всё для фронта, всё для победы!” вопиет голос разума перед лицом глобальной экономической, экологической и политической катастрофы! “Включайте мозги у кого они есть!” ― подхватывают неравнодушные блогеры тыча пальцем во что попало на звёздном небосклоне всемирной паутины… И… люди продолжают двигаться “во всех направлениях одновременно” со всё нарастающим рвением, просто-таки “разрывая свою жизнь в клочья” (если перефразировать небезизвестного персонажа карикатур).
И тем не менее, перед мысленным взором думающего читателя должны предстать образы великолепного единства и слаженной работы неких групп, как искусно созданных, так и стихийно возникших, то под решение конкретных задач, а то и просто, “по интересам”. Разве всё это не может служить примером потенциального единства людей доброй воли?
Остаётся только добавить, что целеполагание возникает на основании понимания того, к чему, собственно, нужно стремиться. Прежде чем чего-то захотеть, надо элементарно об этом (у)знать! Так может быть всё-таки властвует на самом деле тот, кто формирует эти самые “хотелки”, ведь сроки и методы их достижения по сути вторичны?
Конспирологи резонно возразят, что “хотелками” простых людей, можно сразу пренебречь, т. к. миром правят интересы “закулисья” реализуемые через власть денег. Что идентифицируется косвенно, через интересы, лоббируемые т. н. центрами согласования и управления… Историки добавят, что даже очень упрощённый (не хочется говорить “поверхностный”) взгляд в обозримое прошлое человечества, не позволяет отвертеться от неудобного парадокса, который заключается в известном несоответствии реально наступившего тому, что можно было предвидеть из суммарного анализа предшествующего, т.к. решающим, всякий раз оказывался “случайный” фактор, закономерность приоритетной роли которого, зачастую “притянута за уши”.
Об очевидном
Понятно, что сорвать куш, ещё не значит завоевать клиента; созвать, ещё не значит мобилизовать; увлечь, ещё не значит вдохновить; собрать коллектив, ещё не значит создать команду… и т.д. Но даже несмотря на все видимые успехи отдельных групп, будь то успешное завоевание выгодного клиента, мобилизация на борьбу со стихийным бедствием, да и вообще, создание настоящих слаженных команд, не удаётся обнаружить нечто одновременно объединительное и универсально-спасительное для ВСЕХ.
Так что же объединяет людей? Ну как тут не вспомнить знаменитый афоризм тех же коммунистов: “Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами.” Первоисточник — статья “К критике гегелевской философии права” (1844) Карла Маркса (1818—1883). Точная цитата по тексту: “Оружие критики не может, конечно, заменить критики оружием, материальная сила должна быть опрокинута материальной же силой, но теория становится материальной силой, как только она овладевает массами. Теория способна овладеть массами, когда она доказывает ad hominem (в переводе с латинского: доказательство применительно к данному лицу. Имеется в виду, что теория должна отвечать непосредственным интересам и потребностям каждого человека, к которому она обращена, а доказывает она ad hominem, когда становится радикальной. Быть радикальным — значит понять вещь в ее корне (radix в переводе с латинского ‘корень’). Но корнем является для человека сам человек…”.
Если рассматривать эту проблему в прикладном виде, с точки зрения теории власти (над людьми или власти людей), которые объединяются сознательно чтобы стать некой “материальной силой”, то здесь можно обратиться к книге Н. В. Старикова “Власть”. Николай Викторович вводит следующие понятия:
― “Химия власти означает, что чье-либо видение будущего становится желательным и обязательным для большинства людей. Химия власти — это проекция будущего.”
― “Физика власти — это те ресурсы, которые дают возможность управлять социальными процессами.”
― “Метафизика власти… ― [это…] указатели на дороге и правила дорожного движения […] — это материализованный в повседневности смысл бытия — […] это всегда в первую очередь МИССИЯ.”
Итак, люди объединяются вокруг некой идеи, отвечающей их коренным потребностям, дающим им смысл и цель существования, образ будущего…
При этом кто-то готов копать глубоко выясняя свой коренной интерес, проверяя его на соответствие своей человеческой сущности окружающей реальности (как он их понимает) и тем какой он хочет видеть их в будущем… А кто-то просто идёт за тем, что ярче блестит, сильнее манит и требует наименьшей траты сил, средств и времени…
В итоге, одни уходят в монастыри и пустыни, чтобы стать святыми и “спасшись самому, спасти вокруг себя тысячи”, а другие довольствуются бандитскими шайками для быстрого удовлетворения своих “растущих потребностей” и/или просто дозой очередного кайфа…
Но нас интересуют третьи, те кто не уходит из мира и не противопоставляет себя другим той или иной “теорией исключительности”.
Конечно, изворотливость ума способна принести большую выгоду, но далеко не всегда делает честь. Самым изворотливым умом обладает, как известно, диавол. Он способен почти на всё, кроме того, чтобы попасть в рай.
Поэтому не станем лукавить и изворачиваться. А попробуем со всем смирением и разумением, которое дано нам Создателем, разобраться в том, что же способно объединить то самое “критическое большинство” так называемых “нормальных” людей, т. е. более-менее благоразумных обитателей нашей небольшой, но очень симпатичной планеты. Каковы на самом деле те “хотелки”, которые могут занять место целей, ради которых то самое большинство готово жить и умирать?
Конечно, фундаментальные желания человека не могут быть сведены к вещам чисто материальным, т. к. человек ― существо, прежде всего, духовное. Например, в иудео-христианской традиции предполагается, что вся совокупность желаний человека может быть обобщена в четырёх базовых:
- желание вечной жизни ― т. е. желание жить максимально долго в добром здравии;
- стремление к истине ― максимально полному знанию без заблуждений и обмана;
- тяга к свободе ― подразумевается любая свобода действий без принуждения. Обычно стремление к материальному достатку ― это стремление к такой свободе, когда можно купить возможность жить где хочешь, перемещаться повсюду, потреблять что хочешь и т.п. Многие при этом забывают, что человек посреди океана свободен плыть в любом направлении, но является узником такой “свободы”, если у него нет компаса и точного представления о направлении;
- жажда любви без пресыщения ― т. е. желание быть любимым, выражаемое в различных формах стремления нравиться, привлекать внимание, быть нужным и т.д... При этом, к сожалению, не всякий способен по-настоящему любить, дарить любовь другим.
Однако, было бы неразумно как демонизировать, так и доводить до абсурда стремления к достижению этих базовых желаний человека только и исключительно на материальной или духовной основе. Так одни видят предел мечтаний в роскоши, а другие в полном отрешении от мира. И то и другое, на наш взгляд, контрпродуктивно.
О желанном
Итак, если Вы спросите верующего о смысле жизни, он ответит Вам что, стремиться попасть…, например, в рай, а вся его жизнь обусловлена общением с Богом и сводятся к тому, чтобы умереть достойно, обеспечив себе благополучный переход в иную жизнь. О вечном блаженстве известно мало, но все верующие его желают и к нему так или иначе стремятся. Степень блаженств земных, их достижимость и допустимость является предметом постоянных дискуссий верующих. В основных мировых религиях всё на этот счёт более менее выяснено или вполне удовлетворительно (для верующих) истолковано.
О верности толкований и пониманий, об истинности и ложности религий и выросших на их основе или на их руинах идеологий с незапамятных времён и доныне, не прекращаясь ни на минуту ведутся “сколь многоразличные, столь и бесконечные” споры, приводящие нередко к “многочисленным жертвам среди мирного населения”.
При этом, те кто похитрее и поприземлённее всегда умеют извлечь из этого вполне конкретную материальную выгоду, и получить достаточно власти, чтобы насладиться и ей, и всем, что можно получить в этой жизни, имея власть и деньги. Фанатики же, оказываются порой не менее, а даже более счастливы, т. к. не имея возможности что-то потерять кроме жизни, (ведь ни власть, ни богатство, ни удовольствия их не заботят), они имеют привилегию счастливо исполнять свой долг, свою миссию и счастливо умирать. Поэтому, если Вы ищите поистине счастливых людей, ищите их среди истинно верующих!
Но, в данный момент нас интересует другое.
О главном
Не постесняемся повторить. С одной стороны: “Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами.” С другой стороны: “истинно объединительная идея должна отвечать коренным потребностям людей, давать им смысл и цель существования, образ будущего…”
В заботе о будущем нет ничего надуманного, заумного, искусственного. Человеку свойственно думать о будущем просто в силу инстинкта самосохранения и продолжения рода.
Сущность человека, его происхождение, назначение, место в мире… были и остаются центральными проблемами философии, религии, науки и искусства.
“Человек – существо социальное, обладающее разумом, сознанием. Впервые в древнерусской литературе происхождение слова ‘человек’ встречается в послании к князю северного Переяславля Ярославу Всеволодовичу некоего Даниила, в ‘Молении Даниила Заточника, написанного им князю Ярославу Владимировичу’. Дальнейшее же развитие слово ‘человек’ получило благодаря русским космистам. По словам Н. О. Лосского, человек – это творец, который сознательно несет участие в Божьем творчестве. Бердяев утверждал, что призвание человека, сотворенного по подобию Божьему – царственная и творческая роль в мире, продолжение творения. […] Во всех толкованиях происхождения слова ‘человек’ есть одно общее, человек – это лик веков, потомок рода, существовавшего много веков, член семьи, которая зависит от его действий, и принимающий решения, которые влияют на судьбу его и окружающих соплеменников.” (
Сегодня силы, отстаивающие интересы ТНК, продолжают осуществлять глобализацию в самых деструктивных формах, ни сколько не считаясь с интересами и даже мнением большинства стран, в том числе, и стран т. н. благополучного Запада.
Наглое попрание национальных интересов и сознательное уничтожение национального самосознания целых народов, любой, будь то религиозной, семейной и даже половой идентичности... обрекает человека будущего на совершенную неспособность сопротивляться диктатуре будущих избранных правителей мира.
Последним не нужен Человек, нравственный, осознающий своё достоинство и принадлежность к определённой группе, сообществу, нации. Им нужна биомасса: сброд разобщённых, безвольных, бездумных, безропотных скотов.
Кажущаяся рациональность такого порабощения планеты, абсолютно иллюзорна. Поскольку неминуемо обрекает самих “кукловодов” на, пусть медленное, но верное вымирание.
Уничтожение себе подобных ― это лишь растянутое во времени само-убийство.
Времена социал-дарвинизма давно прошли. Люди уже давно перешагнули ту грань, когда они могут себе позволить убивать друг друга непосредственно или путём тех или иных форм порабощения.
Сама природа восстаёт на такое зло!
Не вечно человечеству быть запертым на маленькой планете. Путь к звёздам, к освоению вселенной, лежит через преодоление всего низменного и животного в человеке!
Солидарность, взаимопомощь, мудрость, доброта и любовь обеспечат человечеству прорыв к великим свершениям.
Коллектив, доведённый до сплочённости единого организма, многократно превышает по мощи интеллекта и эффективности действий сумму составляющих его индивидуумов. Но чтобы такая команда могла быть собрана, от каждого её члена требуется в свою очередь недюжинные ум, воля, профессионализм и умение плодотворно взаимодействовать с товарищами.
Такие команды в принципе не способны создать индивидуалисты, привыкшие к мысли о том, что человек человеку волк.
Итак, будущее за теми, кто осознает и воплотит в жизнь идею о том, что “человек человеку друг, товарищ и брат!”
Таким образом ответ на вопрос о том, что же способно объединить большинство благоразумных людей, лежит в области социально-психологической инженерии. Где главной целью является не удовлетворение растущих примитивных и низменных потребностей, не манипуляция массами в пользу группы “избранных”, а напротив, сознательная устремлённость всего общества к самосовершенствованию. Причём, основной радикальной (корневой) идеей, обращённой к человеку (ad hominem) и потому ставящейся “материальной силой”, способной преобразовать мир, здесь должна выступить даже не идея обеспечения некой благо-устроенной жизни, а именно идея создания собственно существа духовно, нравственно, интеллектуально, физически и психически развитого, т. е. Человека с большой буквы. Таким образом, целью существования и развития человечества в конце-концов является сам Человек, максимальное раскрытие его положительного потенциала в со-творчестве с другими людьми.
Это подразумевает не просто создание благоприятных условий развития для отдельных личностей, а именно коллективные усилия, объединённого разума и воли большинства людей, их постоянное взаимодействие на принципах взаимного уважения и любви, главенства правды, справедливости и свободы, ради продления в бесконечность самой жизни людей.
Только на этой основе возможно объединить человечество и вывести его из порочного круга катастроф на путь поступательного развития: через совершенствование человечного в человеке и благоустройство жизни на Земле к благоразумному освоению вселенной.
Комментарии (0)