О необходимости развивать малый и средний бизнес в России говорят уже очень давно на самых разных уровнях, постоянно проходят встречи, форумы, где обсуждаются проблемы МСБ. Основные и давно не меняющиеся тезисы этих дискуссий – низкий уровень малого и среднего предпринимательства в структуре российской экономики и отсутствие должного государственного интереса к вопросам развития этого сектора. Безусловно, ограничивать трудности малого и среднего бизнеса только этими тезисами нельзя, круг проблем гораздо шире и глубже, впрочем, есть в сфере МСБ и противоположные тенденции со знаком «плюс».
В данном материале хотелось бы представить лишь один вектор движения, который наметился в сфере малого и среднего предпринимательства в последние два-три года. Это тенденция, которая по разным причинам пока еще не сильно отражается в статистических показателях по макроэкономике. Но эта тенденция есть и очень четко видна тем, кто непосредственно работает с инвесторами малого и среднего бизнеса. А именно – малый и средний бизнес стал интересен региональным властям, которые значительно усилили работу по привлечению инвестиций.
Прежде всего о статистике: по официальным данным, доля МСБ в экономике страны не превышает 20%. В реальности эти цифры, скорее всего, на порядок ниже. Но даже если придерживаться официальных данных, российская экономика по этому показателю значительно отстает от развитых стран. Долгое время для государства, получавшего сверхдоходы за счет сырьевой составляющей, развитие МСБ не было приоритетным вопросом, работа в этом направлении велась в вялотекущем режиме.
Объяснение расстановки государственных приоритетов очень простое. Как показывает опыт работы нашей Корпорации, средний объем инвестиций для одного предприятия малого или среднего бизнеса – это порядка 250-300 млн рублей. Совершенно очевидно, что в масштабе госэкономики такие инвесторы в частном порядке абсолютно не интересны. Для сравнения, инвестиции Газпрома только в один Ямало-Ненецкий автономный округ в текущем году планируются на уровне 157,5 млрд руб. На этом фоне, безусловно, проблемы и интересы предприятий ТЭК, в котором сосредоточены основные крупные инвесторы в России, наиболее актуальны для правительства.
Однако смещение государственных акцентов с крупных инвестпроектов на малый и средний бизнес крайне необходимо. Более того, это неизбежно и, что еще важнее, – это уже происходит. Последний кризис на сырьевых рынках в очередной раз продемонстрировал высокую уязвимость сырьевых экономических моделей. Поэтому российская экономика рано или поздно, но уйдет от сырьевой модели либо за счет внутренних инициатив, либо реагируя на внешние макроэкономические тенденции. Сегодня это происходит за счет факторов внешнего влияния: резкое сокращение цен на сырьевые товары привело к системному кризису в экономике России. Особенно остро это ощущается в регионах, дефицит бюджета которых закрывать нефтегазовыми заплатками уже не получается.
В результате мы видим активное образование ТОРов в моногородах, где экономическая ситуация уже критическая. Во многих регионах создаются индустриальные парки, повышенное внимание приковано к особым экономическим зонам. Как видно, одним из последствий экономического кризиса стало то, что сегодня значительно повысилась значимость любого инвестора для региональных властей, даже проект с объемом инвестиций в 100 млн рублей стал чрезвычайно важным. Даже в границах одного региона практически за любого инвестора идет настоящая конкурентная борьба между муниципалитетами. Местные власти готовы предоставлять потенциальным резидентам различные налоговые льготы, принимать участие в обеспечение софинансирования проектов, вести переговоры с банками для получения индивидуальных банковских продуктов. Кроме того, в последние два-три года значительно упростилось прохождение всех согласовательных процедур, получение разрешений и допусков, практически везде инвесторам предлагается оформление проектов по принципу «одного окна». То есть созданы условия и разработаны инструменты, которые стимулируют местные власти к активной работе с малым и средним бизнесом.
Сложившаяся в стране экономическая ситуация сформировала необходимость более внимательно изучить внутренний потенциал – этим сейчас, по сути, и занимаются муниципалитеты и региональные власти. У каждого региона есть свои сильные стороны, за счет которых власти пытаются привлекать инвесторов. Для Московской области это, например, высокий уровень квалификации персонала. В частности, множество разнопрофильных вузов, работающих в регионе, являются базой для обучения профессионального высококвалифицированного персонала для предприятий практически любой отрасли. Или огромный потребительский рынок в Подмосковье формирует предпосылки для развития самых разнообразных компаний потребительского сектора. Логистика региона позволяет создать в Московской области любое звено в масштабном производственном холдинге: будь то финальная сборка или производство высокотехнологичных промежуточных компонентов. Все эти преимущества и ранее не были секретом, однако сейчас они «продаются» – инвесторы детально оценивают все нюансы локализации производства на том или ином участке. Для кого-то решающим аргументом является близость на 20-30 километров к МКАД, а для кого-то наличие рядом с предполагаемым производством профильного вуза. Сильные стороны есть в любом регионе, и эти стороны сейчас все более активно демонстрируются потенциальным инвесторам и зачастую играют решающее значение в принятии инвестиционного решения.
Вместе с тем, если брать общегосударственный масштаб, стоит признать, что со стороны федеральных властей инвестиционным проектам малого и среднего бизнеса пока уделяется недостаточно внимания. Например, бюджет Фонда развития промышленности РФ (ФРП), который субсидирует инвестиции в производство преимущественно малого и среднего бизнеса, в прошлом году составил лишь 0,16% от всего объема инвестиций в основной капитал, привлеченных в 2016 году в РФ. Объем заявок на получение софинансирования от ФРП кратно превышает финансовые возможности фонда. В текущих финансовых условиях найти возможности для докапитализации фонда, конечно, проблематично, однако именно сегодня в период начала экономического роста этот инструмент может работать с максимальной эффективностью. Кроме того, важно и в дальнейшем повышать доступность госуслуг для бизнеса, повышать открытость региональных властей, стимулировать регионы к диалогу с инвесторами и бизнесом.
К сожалению, пока массовое создание ТОРов, индустриальных парков, технопарков и повышенный интерес к малому и среднему бизнесу в регионах – это последствия кризиса на сырьевых рынках, то есть вынужденная реакция на внешние изменения. Однако отскок цен на нефть от минимумов прошлого года позволяет перевести переориентацию экономики с сырьевой на инвестиционную модель в управляемое русло. Поэтому сейчас стратегически важно продолжить взятый курс на создание привлекательных для инвесторов условий вне зависимости от тенденций на сырьевых площадках.
Тимур Андреев – генеральный директор Корпорации развития Московской области.
Комментарии (0)