Понял содержательный минус нежно любимой культурно-исторической теории в психологии (КИТ, марксистское направление в психологии) — при том, что это реально лучший из имеющихся подходов (вот
Дело в том, что и создатели КИТ (
И все специальные приложения КИТ по части дефектологии, возрастной психологии, педагогики относились именно и только к полноценной личности, а если ущербной – то от биологических причин или личных трагедий но не от угнетения, от собственно труда капиталом и бедных богатыми до угнетения «по принадлежности» (национальной, религиозной, половой, расовой).
Что легко объясняется бесклассовым характером советского общества; но вокруг-то, в мире капитализма, главной особенностью личности была именно ущербность, связанная с классовым разделением, классовым гнётом, центральной характеристикой личности, и первое, что бросается в глаза – это не собственно индивидуальные особенности психики, а стереотипы и предрассудки, в среднем присущие данному слою и социальной группе. Т.е. там, в отличие от здесь, групповое сильней индивидуального, и до сих пор так.
См. также рассказ про психобиологические механизмы господства и угнетения, про психобиологические особенности классового разделения, угнетения и, соответственно, эмансипации продолжающие «
Обратите внимание, что у «низших классов» и угнетённых групп во взаимоотношения с высшими / угнетателями есть 2 главные уязвимости:
1) «Социальный мир», т.е. распространение присущего им альтруизма и коллективизма с кооперации на угнетателей, вместо отторжения их как классовых врагов,
2) условно говоря, «скрепы», стремления наказывать за аморальные или «пачкающие» поступки сильней чем за реальное насилие, воровство и мошенничество («идеализм», в отличие от «материализма» высших классов).
Теории, опирающейся на марксистскую философию, было б естественно начать с «частичного человека» капитализма, как Маркс начал с труда, отчуждённого и эксплуатируемого капиталом. А вместо этого, психологию предрассудков и прочие механизмы угнетения изучают левые либералы на позитивистской основе (кроме перечисленных, это Милграм, Майерс, Коул, Тернер и др., и пр.), при этом открыв массу интересного, хотя надо бы этим заниматься марксистам.
А для для первого шага в коммунистическом воспитании: понимание того, что есть классовое угнетение, как оно связано с эксплуатацией, и как коллективные действия угнетённых способны его прекратить, годится отличная сказка «
Комментарии (0)