Сайт о самых актуальных мировых тенденциях. На нашем сайте полезная информация на тему финансов, здоровья, социальной успешности и личного развития. А также новости, исторические факты и прогнозы футурологов, медицина и образование, гендерные отношения.

Социальные реформы в Нью-Йорке

Print PDF

Нью-Йорк, район Бронкс

В ноябре 2013-го впервые за 23 года на выборах мэра Нью-Йорка победил кандидат от Демократической партии. Его программная речь «Повесть о двух городах» (аллюзия на исторический роман Диккенса) наделала тогда шуму: ключевым мотивом кампании была борьба с неравенством при прямом указании на тех, кто нагревает руки на текущем положении дел в городе Жёлтого дьявола. И это не просто эхо протестов Occupy, победил кандидат с действительно прогрессистской повесткой, а по меркам Нью-Йорка так просто ультралевый.

Кампания и последующее мэрство Билла де Блазио – это по сути интереснейший эксперимент на тему того, что можно сделать в борьбе с социальным неравенством на городском уровне. На этом примере есть возможность посмотреть, как вообще могут выглядеть социальные реформы и каких фискальных перемен они требуют. Дело сильно усложняется фактором США, помноженным на фактор Нью-Йорка: нужно хорошо разобраться с уникальной констелляцией этих экономических систем, чтобы делать правильные выводы. Но оно того стоит.

В этом году заканчивается первый срок де Блазио, можно подвести некоторые итоги. Ясно, что в этой истории есть вместительное чисто политическое измерение с внутри- и межпартийными противостояниями и интригами, но я здесь сконцентрируюсь на конкретных мерах по преодолению неравенства.

В этом посте о том, за что проголосовали ньюйоркцы и почему действительно интересно понять, что из этого получилось. В следующих расскажу о механике отдельных направлений реформ и попробую подвести итоги.

Jesse Ward/For New York Daily News

Хочу ещё раз подчеркнуть, что речь пойдёт не о де Блазио как таковом, не о демократах и республиканцах, а об отдельно взятом кейсе борьбы с неравенством. Конечно, экономическое неравенство теснейшим образом переплетено с социально-политическими процессами, но это не значит, что придётся заниматься апологией или нападками на каких-то политиков, я живу на другом конце света и мне примерно всё равно, кто является мэром Нью-Йорка, тем легче отнестись к этому беспристрастно.

Роль личности

Содержание

При этом стоит привести пару штрихов из биографии де Блазио, чтобы понять его мотивацию. Начнём с того, что его родители подверглись маккартистской травле в 50-х, от чего семья так и не оправилась: отец застрелился, когда Биллу было 18 лет. В 80-х он был среди тех, для кого избрание Рейгана стало настоящим шоком и вызовом. В 1988 году де Блазио поехал в Никарагуа с продовольственной миссией в поддержку сандинистов.

Билл де Блазио выступает на студенческом митинге в 1981 году. Todd Maisel/Polaris

Иногда левацкая молодость приводит людей в истеблишмент. Политическая карьера де Блазио развивалась вполне обыкновенным путём от должности к должности. Но левый бэкграунд даёт о себе знать: основной элемент его риторики – «Inequality» – отсылка к временам Франклина Рузвельта и Линдона Джонсона, которые заканчивались как раз на его студенческих глазах. Вот вам деталь: в своём кабинете он работает за столом, принадлежащим когда-то Ла Гардиа – известному мэру-республиканцу Нью-Йорка времён Рузвельта и важнейшему функционеру Нового курса.

Его жена, – она также из левого движения, – вела колонку в школьной газете о расизме своих одноклассников, а в 70-х открыто называла себя лесбиянкой.

По левую руку жена, сын и дочь. Chang W. Lee/The New York Times

Можно представить, как на эту команду реагируют американские консерваторы. Но самое интересное – его экономическая программа, от которой закровоточат веки даже у среднего республиканца, что уж говорить о Tea Party. И они, конечно, задали ему трёпку, но обо всём по порядку.

«Социалистический» эксперимент в отдельно взятом городе

Пройдёмся по основным мерам, которые предложил де Блазио для борьбы с неравенством и бедностью. Это 9/10 его программы.

Образование
В этом направлении есть два главных пункта:

1.Обеспечение всех нуждающихся местами в государственных детских садах (universal pre-Kindergarten program или pre-K program). Попросту говоря, задача построить достаточное количество государственных детских садов для всех.

2.Сократить поддержку чартерных школ в пользу государственных. Чартерные школы это такой гибрид: деньги бюджетные, управление частное.

Помимо этого есть, конечно, и другие предложения (например, увеличение бюджетного финансирования City University of New York на $150 млн в год), но эти два пункта можно считать основными и по амбициозности, и по вниманию самого де Блазио к ним. В специальном посте расскажу, как это предлагается реализовать и что получилось на деле. Спойлер: с первым пунктом всё хорошо, второй может стоить мэру карьеры.

Доступное жильё и градостроительная политика

Стоимость жилья в NY – самый больной вопрос для его жителей. Понятно, что цены квадратного метра зашкаливают из-за того, что в Нью-Йорке находятся сотни штаб-квартир топовых мировых компаний с их высокооплачиваемыми менеджерами высшего звена. При этом в городе всё ещё живут миллионы простых ньюйоркцев, которым нужно соизмерять счета со своими зарплатами. Как мы увидим, это действительно фундаментальная проблема для экономики города и политически чувствительная тема.

Ответом де Блазио является «housing plan«, который, если коротко, предполагает строительство доступного жилья с параллельным изменением правил застройки в пользу строительства квадратных метров по цене ниже рыночной (т.н. inclusionary zoning). Оценочная стоимость такой жилищной программы – $41.1 млрд.

Трудовые права

На первый план здесь выходит кампания за повышение минимальной почасовой оплаты труда до $15, горячим сторонником которой является де Блазио. Это вопрос федеральной повестки в США, о котором я планирую много писать в этом блоге, потому что на него завязано почти всё самое значительное в борьбе с неравенством и бедностью в мире.

Надо отметить, что [прежний мэр] Майкл Блумберг оставил после себя неподписанными почти все коллективные трудовые соглашения в государственном секторе (это касается около 340 тыс работников public sector), что, с одной стороны, является козырем для нового мэра, с другой, ставит его перед угрозой массовых забастовок.

Есть в этой части программы и одно предложение чисто городского уровня – оплачиваемый больничный для работников предприятий с пятью и более сотрудниками (paid sick leave), к моменту выборов работодатель был обязан оплатить больничный, если у него от 15 сотрудников.

Прочее

Часть программы, посвящённая борьбе с неравенством, конечно, не ограничивается названными мерами, там десятки пунктов, но именно эти три поддаются анализу и оценке в рамках блога. У нас же здесь не think-tank, хотя жаль.

Налоги

Самый сложный и чувствительный вопрос – где взять деньги на реализацию всех этих прекрасных предложений. И упирается он прямо в отношения NYC с NYS, то есть властей штата со столицей в Олбани и городских властей самого Нью-Йорка. Дело в том, что во времена губернаторства Нельсона Рокфеллера город Нью-Йорк утратил возможность изменять налоговое законодательство (городские власти тогда лишились многого, вплоть до регулирования ПДД).

Предложение де Блазио сводилось, естественно, к повышению налогов на наиболее обеспеченных горожан. Но что это означает конкретно? Даже если бы город имел полную независимость, нельзя просто взять и назначить повышенную налоговую ставку каким-то отдельным людям. Предметно разберёмся с этим в одном из следующих постов. Полезно будет почитать тем, кто думает, что прогрессивная ставка вводится одним волшебным указом.

Что было дальше?

С этой программой де Блазио взял более 70% голосов избирателей (правда, при низкой явке), что давало ему колоссальный мандат доверия. Предполагаю, что некоторым его программа может показаться очень скромной, такая обычная «социалочка», но надо иметь в виду, что дело происходит в США, где подоходный налог, например, вообще стал законным только 120 лет назад, а легализация профсоюзов (то есть в первую очередь возможность коллективных договоров и забастовок) по-настоящему началась только в 30-х, когда прижало.

Прежде чем переходить к разбору того, что, как и с каким эффектом реализовывалось из названного, предлагаю подробнее рассмотреть положение дел в NY на 2010-2014 г.г.: как распределяются доходы и выгоды экономического роста, как сбалансировано налогообложение и т.д. Об этом в следующем посте.

Социальные реформы в Нью-Йорке. Часть 2. Предварительная статистика

12 случайных фрагментов социально-экономического портрета.В прошлом посте я начал писать о социальных реформах в Большом яблоке, которые проводит избранный в 2013 году мэр Билл де Блазио. Этот мелкий эпизод из жизни столь далёкого от нас города интересен в двух отношениях. Во-первых, он предоставляет пример того, как в принципе могут быть спроектированы реформы, направленные на борьбу с неравенством, и мы имеем возможность детально разобраться с тем, как они разрабатываются и реализуются.Во-вторых, Нью-Йорк это, конечно, отнюдь не среднестатистический городишко, опыт которого можно mutatis mutandis перенести к нам в Воронеж. Это не означает, что опыт NY заведомо нерелевантен, но, наоборот, даёт возможность различить какие-то особо выпуклые сущности. В конце концов, где ещё смотреть на работу капитализма, как не в Нью-Йорке (и Мумбаи, но до него ещё доберёмся).

Фото Ильи Матвеева

Осторожно, будут графики, квантили и проценты. Если скучно, можете сразу перейти к препарированию верхнего доходного 1%, это пункт 6. У городской экономики есть две особенности, которые я попробую здесь отразить: стабильно высокая доля бедных при устойчивом экономическом росте; и сильное влияние высоких цен недвижимости на дороговизну жизни для всех горожан.

1.Динамика изменения доли доходов, приходящихся на высший перцентиль, чётко встроена в общеамериканский тренд, но в абсолютном выражении превосходит его почти вдвое. Читатели больших книжек вроде Пикетти знают, что такой разрыв появился в 80-х, привет рейганомике. Учитываю, что два нижних графика получены усреднением по всем штатам и по NYS соответственно с включением ньюйоркских показателей, можно понять, что у пациента серьёзный разрыв в температуре с остальной больницей. 2. Ничего удивительного, ведь в городе регистрируются топовые компании, самые дорогие lawyer’ы и шишки финансового рынка. Но это не означает, что в городе больше никто не работает. Наоборот, с 2009 по 2015 рост числа рабочих мест здесь был 2,6%, а по всем штатам только 1,6%. Вот один аргумент в пользу того, что экономика здесь ещё не сложилась как высококвалифицированный придаток к Уолл-стрит: только 48% дохода приходится на ньюйоркцев в возрасте от 25 лет с высшим образованием, в то время как на тех, кто не имеет высшего образования вообще, приходится 33%. Первый показатель 15 лет назад составлял 35%, второй – 45%.3.На этом фоне интересно заметить, что медианный семейный доход в NY ниже, чем по стране. Обратите внимание на величины, сравните со своим годовым доходом. Медианный показатель по России не буду приводить, а то РКН нас закроет. Наибольший рост зарплат, понятное дело, у верхних децилей. Только медианный выделяется, это о том самом среднем классе – американской гордости. 4. Около 60 000 человек проживают в приютах для бездомных. Это в два раза больше, чем было накануне закрытия программы помощи малоимущим с арендой квартир.5. Доля семей с низким доходом, тратящих не менее половины семейного дохода на оплату аренды жилья (такая категория называет severely rent burdened), увеличилась с 40.2% в 2000 г. до 48.6% в 2014 г. То есть цены на жильё растут быстрее, чем доходы для огромного количества ньюйоркцев (2014 Housing and Vacancy Survey). Под низким доходом здесь понимается доход ниже 80% от медианного (в 2014-м, например, это было бы примерно ниже 240 тыс руб в месяц, чтобы вы правильно всё понимали). О подходах к измерению уровня бедности и тому, что считать низким доходом нужно писать отдельно.6.Говоря о доходах в NY невозможно не упомянуть санацию Уолл-стрит и восстановление экономики после кризиса 2008 года. А устроено оно было примерно так: в 2009-2013 г.г. половина роста доходов пришлась на верхний 1%, на верхние 10% – 77% роста доходов, то есть 3/4.А сколько человек в этом пресловутом 1% и какие доходы они имеют в Нью-Йорке? Вот вам разбивка по данным налоговых деклараций 2013-го года (учитывайте, что это та область, где от налогов уходят охотнее всего):
  • 1% начинается с дохода в $636 865;
  • таких 36 851 человек;
  • из них 15 087 человек задекларировали доход от $636 865 до $1 млн;
  • 18 597 человек – от $1 млн до $5 млн;
  • 1 852 человека – от $5 млн до $10 млн;
  • 1 315 человек – свыше $10 млн.

Какая доля городских доходов приходится на этот 1%?

  • 19% от общих зарплат (средняя годовая зарплата в NY $1 млн);
  • 70% от всевозможных дивидендов;
  • 71% от предпринимательского дохода;
  • 87% от доходности капитала.

7.В 2016 году по подсчётам Форбс Нью-Йорк занял первое место по числу миллиардеров – их там зарегистрировано 79 человек, плюс 22 000 миллионеров. Кстати, в 2013 году на первом месте была Москва с 84 миллиардерами.
С учётом всего сказанного такой дисбаланс не выглядит удивительно

8.А как прощупать количественно, насколько это вообще пагубная диспропорция? Например, можно посчитать, сколько составлял бы медианный семейный доход в 2014-м, если бы он рос так же, как городской валовый продукт на душу населения за период 1990-2014: То есть медианный доход мог быть выше на 2/3 просто при реализации shared prosperity. На это у консервативных экономистов есть жёсткий ответ: при shared prosperity не было бы такого роста валового продукта. Это точка клинча между либералами и консерваторами в США, с которой надо бы подробно разбираться.9. Ну и до кучи коэффициент Джини, чтобы не было сомнений – Нью-Йорк самый поляризованный город в США. 10. При разработке тактик борьбы с неравенством невозможно игнорировать и расово-этнический разрез. По первым же показателям – среднему и медианному доходу – это становится ясно. 11.В одном замечательном подробнейшем докладе, который сделан в Center for Women’s Welfare, School of Social Work, University of Washington (как бы нам в России наладить производство и распространение таких документов?) даются такие цифры:
  • 42% домохозяйств в NY испытывают трудности с удовлетворением базовых материальных потребностей в еде, одежде, жилье, транспорте, уходе за детьми, медицине и оплате налогов. Это что-то вроде нашей стандартной категории в опросниках «На еду денег хватает, но покупка одежды уже затруднительна…»;
  • среди домохозяйств, в которых есть работающие латиноамеринканцы, таких 61%;
  • 47% для домохозяйств чернокожих работников;
  • 49% для домохозяйств работников азиатского происхождения;
  • только 24% для белых нелатиноамериканских домохозяйств.

12.И вот вам вишенка на этот пирог

Совокупный налог (тут могу нарваться на фиксированный термин, но имею в виду платёж/доход) в Нью-Йорке регрессивный за счёт регрессивного налогообложения недвижимости и продаж. Чем дороже вам обходится жизнь (квартира+потребительские товары), тем меньше ставка налогов для вас. Можно практически прямо указать на причины такого положения дел в указах предыдущих двух мэров – Джулиани и Блумберга, но я бы не хотел здесь устраивать махания руками по поводу их связей с застройщиками, Хадсон-Ярдс, губернатором и т.д.В абсолютном выражении богатые платят всё равно больше, кроме предпоследней квантили на этом графике Бледно-синие столбцы показывают долю данной квантили в скорректированном суммарном валовом доходе (AGI), а насыщенно-синие – долю в общих налоговых сборах. Нижние четыре квинтиля платят больше, чем имеют в общем доходе в относительном выражении, а верхний – ровно наоборот. Просто заметим это.В следующем посте наконец о том, как разрабатывались сами реформы и что из этого вышло.

Источник alexzamyatin, 1- 2

Рекомендуем прочесть!

Let's block ads! (Why?)


Источник: Социальные реформы в Нью-Йорке
Автор:
Теги: Разработка опыт анализ agi образование США Экономика Политика здоровье Медицина бедность урбанистика Общественное воспроизводство Капиталистические реформы Рабочий класс развитых стран богатые реакция социальное неравенство налоги жилье общественная борьба реформизм социальное государство

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства