В ноябре 2013-го впервые за 23 года на выборах мэра Нью-Йорка победил кандидат от Демократической партии. Его программная речь «Повесть о двух городах» (аллюзия на исторический роман Диккенса) наделала тогда шуму: ключевым мотивом кампании была борьба с неравенством при прямом указании на тех, кто нагревает руки на текущем положении дел в городе Жёлтого дьявола. И это не просто эхо протестов Occupy, победил кандидат с действительно прогрессистской повесткой, а по меркам Нью-Йорка так просто ультралевый.
Кампания и последующее мэрство Билла де Блазио – это по сути интереснейший эксперимент на тему того, что можно сделать в борьбе с социальным неравенством на городском уровне. На этом примере есть возможность посмотреть, как вообще могут выглядеть социальные реформы и каких фискальных перемен они требуют. Дело сильно усложняется фактором США, помноженным на фактор Нью-Йорка: нужно хорошо разобраться с уникальной констелляцией этих экономических систем, чтобы делать правильные выводы. Но оно того стоит.
В этом году заканчивается первый срок де Блазио, можно подвести некоторые итоги. Ясно, что в этой истории есть вместительное чисто политическое измерение с внутри- и межпартийными противостояниями и интригами, но я здесь сконцентрируюсь на конкретных мерах по преодолению неравенства.
В этом посте о том, за что проголосовали ньюйоркцы и почему действительно интересно понять, что из этого получилось. В следующих расскажу о механике отдельных направлений реформ и попробую подвести итоги.
Хочу ещё раз подчеркнуть, что речь пойдёт не о де Блазио как таковом, не о демократах и республиканцах, а об отдельно взятом кейсе борьбы с неравенством. Конечно, экономическое неравенство теснейшим образом переплетено с социально-политическими процессами, но это не значит, что придётся заниматься апологией или нападками на каких-то политиков, я живу на другом конце света и мне примерно всё равно, кто является мэром Нью-Йорка, тем легче отнестись к этому беспристрастно.
Роль личности
Содержание
При этом стоит привести пару штрихов из биографии де Блазио, чтобы понять его мотивацию. Начнём с того, что его родители подверглись маккартистской травле в 50-х, от чего семья так и не оправилась: отец застрелился, когда Биллу было 18 лет. В 80-х он был среди тех, для кого избрание Рейгана стало настоящим шоком и вызовом. В 1988 году де Блазио поехал в Никарагуа с продовольственной миссией в поддержку сандинистов.
Иногда левацкая молодость приводит людей в истеблишмент. Политическая карьера де Блазио развивалась вполне обыкновенным путём от должности к должности. Но левый бэкграунд даёт о себе знать: основной элемент его риторики – «Inequality» – отсылка к временам Франклина Рузвельта и Линдона Джонсона, которые заканчивались как раз на его студенческих глазах. Вот вам деталь: в своём кабинете он работает за столом, принадлежащим когда-то Ла Гардиа – известному мэру-республиканцу Нью-Йорка времён Рузвельта и важнейшему функционеру Нового курса.
Его жена, – она также из левого движения, – вела колонку в школьной газете о расизме своих одноклассников, а в 70-х открыто называла себя лесбиянкой.
Можно представить, как на эту команду реагируют американские консерваторы. Но самое интересное – его экономическая программа, от которой закровоточат веки даже у среднего республиканца, что уж говорить о Tea Party. И они, конечно, задали ему трёпку, но обо всём по порядку.
«Социалистический» эксперимент в отдельно взятом городе
Пройдёмся по основным мерам, которые предложил де Блазио для борьбы с неравенством и бедностью. Это 9/10 его программы.
Образование
В этом направлении есть два главных пункта:
1.Обеспечение всех нуждающихся местами в государственных детских садах (universal pre-Kindergarten program или pre-K program). Попросту говоря, задача построить достаточное количество государственных детских садов для всех.
2.Сократить поддержку чартерных школ в пользу государственных. Чартерные школы это такой гибрид: деньги бюджетные, управление частное.
Помимо этого есть, конечно, и другие предложения (например, увеличение бюджетного финансирования City University of New York на $150 млн в год), но эти два пункта можно считать основными и по амбициозности, и по вниманию самого де Блазио к ним. В специальном посте расскажу, как это предлагается реализовать и что получилось на деле. Спойлер: с первым пунктом всё хорошо, второй может стоить мэру карьеры.
Доступное жильё и градостроительная политика
Стоимость жилья в NY – самый больной вопрос для его жителей. Понятно, что цены квадратного метра зашкаливают из-за того, что в Нью-Йорке находятся сотни штаб-квартир топовых мировых компаний с их высокооплачиваемыми менеджерами высшего звена. При этом в городе всё ещё живут миллионы простых ньюйоркцев, которым нужно соизмерять счета со своими зарплатами. Как мы увидим, это действительно фундаментальная проблема для экономики города и политически чувствительная тема.
Ответом де Блазио является «housing plan«, который, если коротко, предполагает строительство доступного жилья с параллельным изменением правил застройки в пользу строительства квадратных метров по цене ниже рыночной (т.н. inclusionary zoning). Оценочная стоимость такой жилищной программы – $41.1 млрд.
Трудовые права
На первый план здесь выходит кампания за повышение минимальной почасовой оплаты труда до $15, горячим сторонником которой является де Блазио. Это вопрос федеральной повестки в США, о котором я планирую много писать в этом блоге, потому что на него завязано почти всё самое значительное в борьбе с неравенством и бедностью в мире.
Надо отметить, что [прежний мэр] Майкл Блумберг оставил после себя неподписанными почти все коллективные трудовые соглашения в государственном секторе (это касается около 340 тыс работников public sector), что, с одной стороны, является козырем для нового мэра, с другой, ставит его перед угрозой массовых забастовок.
Есть в этой части программы и одно предложение чисто городского уровня – оплачиваемый больничный для работников предприятий с пятью и более сотрудниками (paid sick leave), к моменту выборов работодатель был обязан оплатить больничный, если у него от 15 сотрудников.
Прочее
Часть программы, посвящённая борьбе с неравенством, конечно, не ограничивается названными мерами, там десятки пунктов, но именно эти три поддаются анализу и оценке в рамках блога. У нас же здесь не think-tank, хотя жаль.
Налоги
Самый сложный и чувствительный вопрос – где взять деньги на реализацию всех этих прекрасных предложений. И упирается он прямо в отношения NYC с NYS, то есть властей штата со столицей в Олбани и городских властей самого Нью-Йорка. Дело в том, что во времена губернаторства Нельсона Рокфеллера город Нью-Йорк утратил возможность изменять налоговое законодательство (городские власти тогда лишились многого, вплоть до регулирования ПДД).
Предложение де Блазио сводилось, естественно, к повышению налогов на наиболее обеспеченных горожан. Но что это означает конкретно? Даже если бы город имел полную независимость, нельзя просто взять и назначить повышенную налоговую ставку каким-то отдельным людям. Предметно разберёмся с этим в одном из следующих постов. Полезно будет почитать тем, кто думает, что прогрессивная ставка вводится одним волшебным указом.
Что было дальше?
С этой программой де Блазио взял более 70% голосов избирателей (правда, при низкой явке), что давало ему колоссальный мандат доверия. Предполагаю, что некоторым его программа может показаться очень скромной, такая обычная «социалочка», но надо иметь в виду, что дело происходит в США, где подоходный налог, например, вообще стал законным только 120 лет назад, а легализация профсоюзов (то есть в первую очередь возможность коллективных договоров и забастовок) по-настоящему началась только в 30-х, когда прижало.
Прежде чем переходить к разбору того, что, как и с каким эффектом реализовывалось из названного, предлагаю подробнее рассмотреть положение дел в NY на 2010-2014 г.г.: как распределяются доходы и выгоды экономического роста, как сбалансировано налогообложение и т.д. Об этом в следующем посте.
Социальные реформы в Нью-Йорке. Часть 2. Предварительная статистика
12 случайных фрагментов социально-экономического портрета.В прошлом посте я начал писать о социальных реформах в Большом яблоке, которые проводит избранный в 2013 году мэр Билл де Блазио. Этот мелкий эпизод из жизни столь далёкого от нас города интересен в двух отношениях. Во-первых, он предоставляет пример того, как в принципе могут быть спроектированы реформы, направленные на борьбу с неравенством, и мы имеем возможность детально разобраться с тем, как они разрабатываются и реализуются.Во-вторых, Нью-Йорк это, конечно, отнюдь не среднестатистический городишко, опыт которого можно mutatis mutandis перенести к нам в Воронеж. Это не означает, что опыт NY заведомо нерелевантен, но, наоборот, даёт возможность различить какие-то особо выпуклые сущности. В конце концов, где ещё смотреть на работу капитализма, как не в Нью-Йорке (и Мумбаи, но до него ещё доберёмся).
Осторожно, будут графики, квантили и проценты. Если скучно, можете сразу перейти к препарированию верхнего доходного 1%, это пункт 6. У городской экономики есть две особенности, которые я попробую здесь отразить: стабильно высокая доля бедных при устойчивом экономическом росте; и сильное влияние высоких цен недвижимости на дороговизну жизни для всех горожан.
1.Динамика изменения доли доходов, приходящихся на высший перцентиль, чётко встроена в общеамериканский тренд, но в абсолютном выражении превосходит его почти вдвое.- 1% начинается с дохода в $636 865;
- таких 36 851 человек;
- из них 15 087 человек задекларировали доход от $636 865 до $1 млн;
- 18 597 человек – от $1 млн до $5 млн;
- 1 852 человека – от $5 млн до $10 млн;
- 1 315 человек – свыше $10 млн.
Какая доля городских доходов приходится на этот 1%?
- 19% от общих зарплат (средняя годовая зарплата в NY $1 млн);
- 70% от всевозможных дивидендов;
- 71% от предпринимательского дохода;
- 87% от доходности капитала.
7.В 2016 году
С учётом всего сказанного такой дисбаланс не выглядит удивительно
- 42% домохозяйств в NY испытывают трудности с удовлетворением базовых материальных потребностей в еде, одежде, жилье, транспорте, уходе за детьми, медицине и оплате налогов. Это что-то вроде нашей стандартной категории в опросниках «На еду денег хватает, но покупка одежды уже затруднительна…»;
- среди домохозяйств, в которых есть работающие латиноамеринканцы, таких 61%;
- 47% для домохозяйств чернокожих работников;
- 49% для домохозяйств работников азиатского происхождения;
- только 24% для белых нелатиноамериканских домохозяйств.
12.И вот вам вишенка на этот пирог
Комментарии (0)