Во всех случаях респондентам предлагали список качеств, которые они хотели бы видеть у своих детей. Например, бескорыстие, ответственность, трудолюбие, независимость, бережливость, настойчивость, послушание, неэгоистичность и другие. Человек должен был выбрать не более пяти из них.
Согласно выводам Лидии Окольской:
- в советской воспитательной модели доминировали такие качества, как честность, порядочность и любовь к дому и своей стране.
- В то же время в конце 90-х на первый план выходят уже другие, более "эгоистичные". Желание получить звание или хорошую работу потеснили стремление "трудиться ради общего блага" и "уважать родителей".
|
Данные исследования "Советский человек", СССР/РФ, 1989 и 1999 годы / ©Иллюстрация РИА Новости. А.Полянина |
Интересный вывод касается религии. Среди людей, для которых важным аспектом является религиозное воспитание, оказалось много "эгоистов". Пара "религия исключительно важна" и "не упускать своего" часто фигурирует в исследовании, несмотря на то, что базовые ценности православия и ислама нельзя назвать "эгоистичными". Также видно, что роль религии в российском обществе постепенно возрастала после краха СССР.
Воспитательные модели Российской Федерации претерпели немало метаморфоз за прошедшие десятилетия: они отличаются не только от советской модели, но и друг от друга. В 90-е произошел крен в сторону настойчивости, решительности и независимости, а в 2000-е на первое место выходят самостоятельность и нонконформизм. Но уже после 2006-го произошло неожиданное усиление ценности послушания, хотя и самостоятельность оставалась весьма важным "трендом".
|
Всемирное исследование ценностей, СССР/РФ, 1990, 1995, 2006, 2011 годы. РИА Новости / ©Иллюстрация РИА Новости. А.Полянина |
Работа Лидии Окольской
Комментарии (0)