Мессенджеры (от англ. messenger — курьер, гонец) это обширный класс программ, главные имена которых известны каждому: Viber, WhatsApp, Skype, Telegram, Facebook Messenger и другие. Подобные приложения для компьютеров и смартфонов иногда называют интернет-пейджерами и интернет-телефонами, а также программами для мгновенного обмена сообщениями (в отличие от электронной почты, сообщения здесь видны немедленно). И все эти названия имеют право на жизнь — потому что функционал у мессенджеров очень широк: через них меняются и короткими текстовыми посланиями, и общаются голосом и с помощью видео, даже пересылают файлы.
Viber пока удерживает первое место по числу русскоговорящих пользователей. И всё бы хорошо, да вот только разработан он не российской компанией: у него израильские корни, а контролируется он сейчас японской компанией
Принципиально важно, что в России этот рынок всегда развивался сам, на нём не было доминирующего игрока, способного «продавить» своё приложение, заставить большинство пользоваться только им. Поэтому у нас сформировалась своя уникальная расстановка сил, отличная, например, от Европы или США: возглавляют список самых популярных мессенджеров вышеупомянутые Viber, WhatsApp и Skype. Теперь же за него взялось государство — и это обещает сделать картину ещё менее похожей на западную.
Речь прежде всего о решении государства создать собственный мессенджер для чиновников и госслужащих вообще. Отправной точкой тут послужила идея, которая давно «витает в воздухе», но только в прошлом году получила развитие: все популярные в России мессенджеры — продукты иностранного производства. А это означает, в частности, что проходящие через них данных могут быть негласно переданы в том числе иностранным спецслужбам. Российские госслужащие, за неимением отечественных систем обмена мгновенными сообщениями, пока вынуждены пользоваться тем, что есть (что само по себе нормально, такой процесс называют консюмеризацией и проявляется он не только на мессенджерах, но в данном случае возможные последствия пугают). Точнее так: российские продукты, конечно, существуют, но раз уж речь зашла о сохранении тайны, они должны соответствовать некоторым уникальным требованиям.
Требования эти был впервые ясно сформулированы в «Концепции универсальной системы для мгновенного обмена сообщениями для федеральных и региональных органов исполнительной власти», разработанной в прошлом году Институтом Развития Интернета (
Во-первых, такой мессенджер должен быть стопроцентно отечественным: то есть, написан у нас, зарегистрирован в реестре отечественного программного обеспечения, пройти сертификацию по защите информации в том числе в ФСБ, и быть совместимым с основными государственными информационными системами, в том числе с Единой системой идентификации и аутентификации.
Во-вторых, он должен уметь работать в двух режимах: для пользователей, которые не имеют дела с гостайной, пересылать данные через интернет, а вот для пользователей, оперирующих секретными документами, ограничиться только локальными сетями, в интернет не выходить.
В остальном «Концепция» нарисовала приложение с обычным функционалом, по крайней мере многие из существующих программ вполне ей удовлетворяют. Поэтому на конкурс поступило более 30 предложений, 13 из которых были утверждены осенью для тестирования в регионах. Сейчас тестирование предполагается расширить ещё почти на два десятка регионов, но уже сузив список мессенджеров до нескольких наиболее понравившихся предыдущим тестерам. В конце концов, через несколько месяцев, будут определены фавориты, которые и станут внедряться в органах власти. По данным Cnews, список тестируемых продуктов выглядит следующим образом: «Сибрус», Staply (при участии «Вымпелкома»), «Ответ», Actor, eMotion (детище «Мегафона»), «Кубик», Flodium, Titanium, ICQ (принадлежит mail.ru), Dailog, Bellchat (ГлавНИВЦ Управления делами Президента), B2G Messenger («Ростелеком») и RTIMS («Ростех»).
Работает Cybrus.
Примечательно, что из прошедших в «полуфинал» 13 программ, большинство — коммерческие разработки. А это означает, что хоть государство и планирует ограничить использование своего мессенджера только госучреждениями, функции, реализованные в нём, неизбежно проникнут на широкий рынок (в составе самих продуктов или в виде заимствования в другие приложения). И такой продукт будет смотреться чрезвычайно выгодно на фоне конкурентов: представьте только — мессенджер, используемый государством официально, прошедший самую строгую проверку в том числе спецслужбами, полностью отечественный! Одного этого уже достаточно, чтобы склонить чашу весов в его пользу. Но получилось даже лучше: намеренно или нет, аккурат к окончанию тестирования претендентов на госмессенджер, был разработан проект поправок к закону «О связи», превращающий такое приложение в главного претендента на самый популярный отечественный мессенджер.
Суть поправок: операторы связи (а компании, эксплуатирующие системы мгновенного обмена сообщениями, теперь квалифицируются как таковые) обязаны предоставлять МВД средства для идентификации пользователей. Как конкретно это будет реализовано — большой вопрос, кроме того, есть сомнения, что требование не нарушает конституционные права граждан, но... Если поправки пройдут (а шанс на это есть), удовлетворять им будет в первую очередь госмессенджер, в который уже встроены соответствующие средства авторизации.
Результат этих инициатив обещает быть двояким. С одной стороны хорошо, что импортные мессенджеры будут вытеснены отечественными: это новые рабочие места, это высокий авторитет компании-разработчика — и чем чёрт не шутит, продукт может пойти и на Запад («Им пользуется сам Путин!»). С другой стороны, такого рода воздействие на свободный рынок перекашивает его, бьёт по честной конкуренции. Ведь на фоне «одобренного государством» мессенджера другие коммерческие решения сразу оказываются менее привлекательными. По крайней мере в цивилизованных странах подобного влияния на рынок стараются избегать.
Возможно, помешает появлению новой монополии то обстоятельство, что к внедрению планируется выбрать не один, а два или более продуктов. И всё-таки о негативных последствиях «национализации» рынка мессенджеров не стоит забывать.
© Gosvopros.ru
Комментарии (0)