«Выберите любой предмет, который только что попался вам на глаза — стул, украшение, машина, дерево — и отождествитесь с ним. Позвольте себе идентифицироваться с объектом и «стать» этим объектом, исследуйте свое существование и свои отношения с другими объектами в вашем окружении. Вы больше выиграете от этого эксперимента, если будете говорить вслух и обращать внимание на наиболее очевидные и самые простые аспекты предмета. Не интерпретируйте и не пытайтесь делать «многозначительные» выводы, просто продолжайте осознавать, как меняются ваши чувства по мере того, как вы говорите».
Вот, например, отклик на «бытие» в качестве красного хромированного стула: «Я тяжелый и блестящий, я жесткий, меня нелегко сломать, на мне удобно и мягко сидеть. Мне нравится отдыхать на этом мягком ковре»…
Конечно же, неодушевленные предметы не имеют чувств! Правда и то, что из великого множества качеств, присущих предмету, вы выбрали лишь несколько свойств. (Если вы в этом сомневаетесь, сравните свои слова с теми, что произнес ваш друг, независимо от вас проводивший эксперимент с тем же предметом.) Ваше описание стула оказывается во многом описанием самого себя. Этот механизм похож по своему действию на технику свободных ассоциаций в психоанализе. Обычно мы весьма неохотно признаемся в собственной жесткости и твердости: однако мы не столь тщательны в самооправдании, когда пытаемся быть стулом, и признания проскальзывают почти неосознанно. При обнаружении непризнаваемых черт характера или чувств хорошим ключом может служить чувство смущения или самосознание (сознание себя!) в тот момент, когда эта черта или эмоция вербализуются.
В обычной жизни проекция чаще всего проявляется во время наших контактов с другими. Этот механизм действует следующим образом:
1. Иногда я чувствую, что меня критикуют.
2. Однако поскольку я не признаю, что могу быть критичным и осуждающим (я слишком хорош для этого!), я не могу согласиться и с тем, что могу критиковать сам себя.
3. Тем не менее, я определенно чувствую неудобство от того, что меня кто-то критикует, и поэтому должен расположить источник критики вне себя.
4. Я проецирую, или выбрасываю эту черту наружу, в мир, и начинаю обороняться от «вашего» критицизма.
Так мы искажаем мир. Мы оказываемся неспособными увидеть свою собственную сущность и ошибаемся в определении сущности других.
Упражнение «ПРОЕКЦИЯ НА ЛЮДЕЙ»
«Подумайте о ком-нибудь, чье поведение не нравится вам. Поставьте пустой стул напротив себя и представьте, что этот человек сидит на нем. В течение некоторого времени старайтесь сформировать его образ. Посмотрите, как он сидит, во что одет, каково выражение его лица и как он разговаривает с вами. Обратите особое внимание на то в его поведении, чего вы не любите.
Теперь представьте, что вы и есть этот человек, и начните вести себя так, как вам не нравится. Приложите усилия, чтобы быть точно таким, каким вы представляете себе этого человека. Потом постепенно попробуйте приспособить его поведение к своему стилю. Используя такое поведение, побеседуйте в своем воображении с кем-нибудь из вашей жизни»…
Даже понимая себя, мы можем неясно видеть окружающий нас мир. Люди, все время видящие жестокость и пагубность внешнего мира, могут подавлять эти черты в себе. Открыв в себе те качества, которые мы принимаем с большим трудом, мы сможем увидеть эти качества в других, только если они действительно присутствуют.
«Вы ненавидите себя, а думаете, что это я. Проклятые проекции!» Фриц Перлз
«Хотя я могу спроецировать свою злость на кого-то другого и получить искаженное представление о его злости, я могу ощутимо чувствовать, что он зол. Но если я не возьму на себя ответственность за свою злость, может возникнуть ненужная конфронтация, особенно если тот человек, на которого я спроецировал свою злость, тоже отрицает свою. Представьте себе картинку: мы оба гневно кричим друг другу, что зол другой!»
Чаще мы проецируем «отрицательные» свойства, но то же самое может происходить и с «положительными», «хорошими» качествами. Их тоже нужно переоценить прежде, чем наше восприятие себя и других сможет проясниться. Вы можете исследовать, в какой степени вы проецируете свою силу духа, мощь и таланты на других, повторив предыдущее упражнение, но поменяв недолюбливаемого вами человека на того, которым восхищаетесь.
Если я не осознаю свой характер и неискренен сам с собой, то так или иначе я буду проецировать часть себя на других, чтобы не признаться в том, что эта часть у меня есть. И наоборот, взяв ответственность на себя, я смогу принять эту часть. Тогда я могу сделать выбор, пользоваться ли ей и выражать ли это свое качество. Тем самым я лучше управляю своим существованием.
«Полезный ключ к тем моментам, когда я проецирую себя на других, — это когда я обнаруживаю, что сильно реагирую на некоторые черты людей, в то время как другие их не замечают вовсе. Тогда я начинаю подозревать, что слеп ко всем другим моделям поведения, которыми этот человек несомненно должен обладать».
И в то же время, как и большинство других аспектов человеческого поведения, механизм проекции может быть для нас очень ценным. Например, интуиция основана на тщательной проекции, потому что мы никогда не сможем прямо и непосредственно почувствовать, что чувствует другой. Мы зависим от множества поведенческих сигналов, и некоторые из них, несомненно, лежат ниже уровня нашего сознания. Так, выражение эмоций кем бы то ни было является пусковым механизмом для вызывания похожих чувств внутри нас, и с помощью знания того, что мы чувствуем сами, мы догадываемся, что чувствует другой. Этим определяется наша способность сопереживать друзьям, предвидеть поведение коллег или даже перебивать ставку партнера при игре в покер».
***
Друзья, напоминаем вам, что в ИКСР идет набор на новый поток программы «ВВЕДЕНИЕ В ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЮ. 1-Я СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ», в рамках которого студенты смогут не только познакомиться с теорией и практикой гештальт-терапии, но, главное, приобрести личный клиентский опыт.
ПОЛГОДА ЖИЗНИ В ГРУППЕ МОГУТ ИЗМЕНИТЬ ВАШУ ЖИЗНЕННУЮ ФИЛОСОФИЮ И ДОБАВИТЬ ВКУСА И КРАСОК В ВАШУ ЖИЗНЬ!
Подробнее о программе на нашем сайте:
А также по телефону:
+7 925 357 92 08
chebotareva.iksr@gmail.com
Комментарии (0)