Стоит ли сегодня получать высшее образование в сфере банковских финансов, если банки в эпоху блокчейна будут не нужны? Насколько вообще современные банки включены в поиски новых решений в своей деятельности? Эти и другие вопросы мы задали Марии Сиговой, ректору Международного банковского института
Какие профессии будут востребованы в будущем?
Меня в качестве эксперта часто приглашают на различные форумы, митапы, конференции, которые посвящены обсуждению проблем, задач, целей современного высшего образования в финансовой сфере. И на этих встречах практически всегда поднимаются одни и те же вопросы – какие новые профессии появятся, какие нужны компетенции в будущем?
На эти вопросы сегодня нет простого, односложного ответа, ведь мы пока не знаем – как будет на самом деле выглядеть это самое будущее, не только нашей страны, но и всего мира. Да, есть два диаметрально противоположных мнения. Первое, что в будущем все границы исчезнут, и каждый будет выпускать свою собственную криптовалюту. Второе, что консерватизм все равно возьмет верх, и новое, конечно, будет появляться, но будет внедряться крайне осторожно, очень медленно и только частично. И есть еще громадное множество уточняющих позиций, которые существуют между этими крайними точками зрения.
И что делать тогда высшим учебным заведениям?
Давать хорошее базовое образование и заниматься воспитанием молодежи.
Большинство исследований психологов и социологов, с которыми я очень серьезно ознакомилась, убедительно доказывают, что да, всё в нашем мире очень быстро меняется, а наши дети осваивают какие-то новые технологии гораздо быстрее взрослых. И у нас есть примеры, когда ученик знает, например, образовательную программу «программирование» лучше, чем его учитель. Но взрослее они от того, что лучше ориентируются в технологиях, не становятся.
Уверена, значимость базовых знаний тоже трудно переоценить. Например, история экономических учений дает представление о том, как развивался мир. Но учить их стоит не только по этому постулату, ведь концептуальные вещи часто повторяются и цикличность развития никто не отменял. А качественные базовые знания потом хорошо накладываются на знания о новых технологиях. Благодаря вот такому подходу, наши выпускники получают качественное образование, успешно трудоустраиваются не только в России, но и за рубежом.
У Вас большой вуз?
Мы небольшой вуз, поэтому мы всех своих студентов-очников знаем в лицо. Все они задействованы в научной и студенческой жизни. И это наше серьезное преимущество. Мы можем, с одной стороны, подстраиваться под их возможности и пожелания, а с другой – под возможности и требования работодателя.
И что покупает у Вас рынок?
Работодатели как в России, так и в других странах, сами не знают, какие компетенции понадобятся им в будущем. Но у нас есть совместный проект с Университетом ИТМО и две магистерские программы по финтеху. Мы обучаем программистов, даем им знания об экономических рынках, о финансовых технологиях, и сразу же внедряем их в проекты, связанные с финтехом. Хотя даже здесь я столкнулась с тем, что два года для бизнеса – это слишком долго. И это даже с учетом того, что сейчас финтех – это самая востребованная специальность в банке. Работодателям нужны более короткие программы.
И что же тогда они готовы покупать?
Курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
В СМИ многие говорят про революцию финтеха в России, а как на Западе?
Могу совершенно уверенно сказать, что большинство европейских и американских банков являются очень консервативными. Они понимают, что происходит, но говорят скорее о криптозащите, кибербезопасности, нежели о внедрении новых технологий. Они в большей степени обеспокоены вопросами защиты своей информации, защиты информации своих клиентов, чем заработком на каких-то новых технологиях, или внедрении новых продуктов в режиме онлайн. Они аккуратно и взвешено смотрят на внедрение любых новых технологий, и обкатывают их, скорее «за периметром», чтобы потом понять, как их можно использовать.
Европейцам сегодня в равной степени нужны как специалисты, готовые работать на новых технологиях, так и те, кто работает по старой, устоявшейся системе. И, конечно, европейская система постоянно заставляет учиться банковских работников, повышать квалификацию.
Вы работаете с западными структурами?
Сейчас мы ведем переговоры с испанской компанией по поводу реализации у них модуля по криптозащите и работе с большими данными. Этот модуль они хотели бы внедрить в свою программу повышения квалификации. Однако, в силу своей консервативности, пока это сделают только в качестве пилотного проекта. Основные сотрудники, которые там работают, мыслят еще в старой системе координат, в отличие от наших банков, которые, надо отметить, очень сильно продвинулись в этом плане.
А как же популярный ныне блокчейн?
Криптозащита волнует европейцев всерьез, сейчас все о ней заговорили, как сейчас говорят, начался хайп. А блокчейн? По их мнению, пусть «это обкатывается где-то там, но не у нас. А мы посмотрим, что получится».
Вы можете научить строить систему безопасности банков?
Проблема в том, что все, что касается безопасности – для банков это самая закрытая информация, которой занимается самое закрытое подразделение. Это именно тот блок вопросов, который охраняется лучше и тщательнее всего. На основе публичных материалов об этом не многое расскажешь, а актуальных разработок в этой сфере вам никто не откроет. Все, что мы можем – это обеспечить качественный кадровый резерв, который сможет быстро научиться решать прикладные задачи.
Как развивается корпоративное образование в России?
Этим занимаются крупные компании и стратегические предприятия нашей страны. Корпоративные университеты – это внедренные системы управления знаниями. Они очень важны, ведь как бы ни менялись технологии, в первую очередь, должна происходить передача отраслевых знаний.
Есть мнение, что государству не надо вмешиваться в образование, а бизнес сам может отрегулировать всё.
Университеты – это оплот академических знаний, научных разработок и исследовательской мысли. Вы не представляете как сложно, на самом деле, найти специалиста, способного заниматься исследовательской работой. А бизнесу очень часто не нужны экономические исследования, он хочет зарабатывать деньги здесь и сейчас, а не потом, в отдаленном будущем.
Да и в целом, думать всерьез, что бизнес займется воспитанием и образованием молодежи, кажется не совсем правильным. Это все-таки задача государства и общества. Высшее образование – это не только подготовка к будущей профессии, но и воспитание нового поколения, и эту задачу не удастся переложить на работодателя. Да это и не совсем справедливо, он и так платят налоги, благодаря которым финансируется, в том числе и сфера образования.
Государство пытается как-то регулировать отношения вузов с работодателями?
Есть планы, которые спускаются «сверху». В них говорится, что работодатели должны ставить печать на учебных планах, быть задействованы в подготовке кадров. Есть красивые слова про проектное обучение, стартапы, которые затем должны превратиться в дипломы. Но на практике, к сожалению, очень часто всё это превращается в простую формальность. К сожалению многие вузы идут по простому пути: договариваются с любым работодателем не только про печать, но даже про то, чтобы выделить кого-то из сотрудников, которые прочтут две-три лекции. И все, формальности соблюдены, программа выполнена. Однако к системе подготовки кадров, к реальной жизни это имеет мало отношения.
А как запустить реально работающую систему?
Идут активные поиски. Пока что, на мой взгляд, нет чего-то, что работает системно. Я была на одной сессии «Финтех Лаба». Эта организация, которая собирает и продает стартапы банкам. На этой встрече был поднят вопрос о том, что по сравнению даже с Бразилией у нас в 4 раза меньше стартапов, появляющихся в финансовом и банковском секторе. Где они? Как внедрять проектное обучение в вузы для того, чтобы оттуда можно было забирать готовые стартапы? Пока ответов на эти вопросы нет.
Все выпускники Вашего вуза работают по специальности?
Нашего – да. Повторюсь, мы достаточно камерный вуз. Мы выпускаем, фактически, «штучную продукцию». В этом году, честно говоря, у нас был спрос даже превышающий предложение. К нам обращались крупнейшие российские, иностранные и региональные банки за выпускниками.
И что ждет этих молодых людей в будущем? Постоянное обучение?
Концепцию «учиться всю жизнь», я бы поменяла на «развиваться всю жизнь». Устраивать гонку, что ты должен постоянно учиться, всегда приобретать новые знания, наверное, это тоже для психологически здорового общества не всегда правильно. У человека должна быть возможность остановиться, посозерцать, подумать, будучи, конечно, в профессии, вовлеченным в жизнь. Еще мне очень нравится новая технология в образовании – индивидуальные образовательные траектории, которую недавно предложило Агентство стратегических инициатив.
Каким Вы видите университет будущего? Скажем, в 2035 году.
Думаю, что университеты останутся оплотами академических знаний, исследовательской работы, социально-общественной жизни. Банки останутся хранителем лицензий и капиталов, источником финансового обеспечения и развития. А между ними, скорее всего, будет создана платформа прикладного образования, полностью интегрированная между университетами и формирующая необходимый общеобразовательный продукт. Важно, чтобы она работала прозрачно, чтобы туда была интегрирована система профессиональной квалификации, основанная на реальном запросе компетенции со стороны работодателей. Если создать такую, я бы сказала экосреду, то, уверена, она будет работать качественно и даст хорошие результаты.
Мария Сигова
Комментарии (0)