Виталий АРЬКОВ
Руководитель экспертно-аналитической сети PolitRUS, представитель Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) в Волгоградской области
Влияние губернатора Андрея Бочарова в Волгоградской области в первом квартале 2017 года продолжало снижаться, однако он по-прежнему является самой влиятельной политической фигурой в регионе. В то же время заметно усилилось влияние как внутри региона, так и на федеральном уровне тех персон, которым общественное мнение приписывает желания и действия по приближению момента ухода Бочарова с поста губернатора. Среди таковых как бывшие и действующие депутаты Государственной думы ФС РФ, так и высокопоставленные сотрудники силовых ведомств.
Надежды со скорым (особо желательно — досрочным) уходом Бочарова его оппоненты связывают с кадровыми изменениями в Администрации президента России, где, если верить инсайдерской информации, Андрей Иванович утратил былую поддержку. Одновременно, впрочем, он приобрел её в Федеральном Собрании РФ. Учитывая рост влияния спикера нижней палаты Российского парламента и его вероятные карьерные перспективы, у Бочарова не всё так «грустно», как того хотелось бы его недругам.
Надежды со скорым (особо желательно — досрочным) уходом Бочарова его оппоненты связывают с кадровыми изменениями в Администрации президента России, где, если верить инсайдерской информации, Андрей Иванович утратил былую поддержку. Одновременно, впрочем, он приобрел её в Федеральном Собрании РФ. Учитывая рост влияния спикера нижней палаты Российского парламента и его вероятные карьерные перспективы, у Бочарова не всё так «грустно», как того хотелось бы его недругам.
К тому же, близкие к управлению внутренней политики Администрации Президента России источники высказывают сомнения в том, что в случае отставки Бочарова на должность волгоградского губернатора будет согласована персона из числа местных политиков. Как по праву рождения, так и считающихся таковыми за многолетнюю привязанность к региону.
Несмотря на старания по «переводу стрелок» в принятии непопулярных решений на руководителей муниципалитетов (в частности, сити-менеджеров Волгограда Александра Чунакова, затем и Виталия Лихачева), ответственность за ощутимые ухудшения реальных социально-экономических показателей и других параметров население региона всё чаще связывает именно с фигурой губернатора, поскольку он неоднократно обозначал себя центром принятия всех ключевых решений, возлагая на органы МСУ лишь их исполнение.
Как следствие — рост протестных настроений в регионе. Не столько в поддержку инициатив Навального, сколько использование их в качестве повода для обозначения местной повестки: закрытие градообразующих промышленных предприятий, нарастающий переход налоговых резидентов в секторе крупного и среднего местного бизнеса под юрисдикцию других регионов, реформирование системы городского общественного транспорта и «зачистка» улиц Волгограда под предлогом подготовки к ЧМ-2018 от киосков, павильонов и рынков, что привело к росту реальной безработицы и банкротству тысяч мелких предпринимателей.
Не всё благожелательно и во взаимоотношении с местными элитами. Если до недавнего времени считалось, что «варягу» Бочарову удалось «построить» волгоградский истэблишмент, заставив одних исполнять его поручения «от забора до обеда» в депутатских и чиновничьих креслах, а других — «залечь на дно», то последние события свидетельствуют о том, что «томагавк войны» откопан.
В частности, сразу пять депутатов регионального Заксобрания обратились к прокурору области с просьбой обязать губернатора Андрея Бочарова исполнять закон и выступать перед депутатским корпусом с ежегодным отчётом о деятельности областной администрации. В настоящее время общение губернатора с народными избранниками происходит в форме дружеских бесед и демонстрации фильмов про успехи области под его чутким руководством. Поставить оценку деятельности администрации региона, по утверждениям депутатов, они не в состоянии.
Важно отметить, что среди обратившихся к областному прокурору областных парламентариев — не только коммунисты, в т.ч. лидер фракции, но и представители партии власти. Такое оппозиционное губернатору единение впервые наблюдается за те три года, что Бочаров находится во главе Волгоградской области.
Сергей КОЧЕРОВ
Политолог, философ, профессор Научно-исследовательского Университета Высшей школы экономики в Нижнем Новгороде
Если говорить об отношении жителей региона к губернатору Нижегородской области Валерию Шанцеву, о рейтинге губернатора среди людей — он достаточно высок. И в том числе благодаря отношению губернатора Нижегородской области к людям. К тому же в нём видят не администратора, а хозяйственника, который занимается проблемами Нижегородской области, причём слова его не расходятся с делом. Если он обещает, например, построить мост или обводную дорогу, то это исполняется и в указанные сроки. Строятся новее станции метро. Обводная дорога избавила город от большого количества крупнотоннажных машин. Люди это ценят и поддерживают губернатора в таких делах.
Стабильны отношения Шанцева и с федеральным центром. В прошлом году Валерий Павлинович вошёл в президиум Госсовета, а затем был избран в Высший Совет «Единой России». Эти признаки показывают, что в верхах государства Шанцев пользуется доверием и кредит этого доверия у него достаточно большой.
Конечно, традиционно ведётся некоторая подспудная борьба между главой области и главой областного центра. Но я бы не сказал, что сейчас оппозицией Шанцева выступает глава Нижнего Новгорода Иван Карнилин. Нет. Он достаточно осторожен. Но определённое напряжение между городскими и областными властями есть. Губернатор не скрывает, что хотел бы видеть во главе города наиболее деятельных, более хозяйственных и инициативных людей. У городского руководства есть какие-то свои претензии к губернатору. Но это не война, а чисто рабочие моменты.
Роман ПЕРМЯКОВ
Политтехнолог, соучредитель Ассоциации политических технологов Нижегородской области, основатель и руководитель PR агентства Г.У.Р.У. (г.Нижний Новгород)
Политические позиции губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева ощутимо ослабли. Основные причины резкого снижения политической влиятельности и эффективности губернатора Шанцева — серия острых политических конфликтов региональных элит, череда неудачно проведённых избирательных кампаний, отсутствие актуальной экономической стратегии региона и снижение эффективности государственного управления.
В последние три года в регионе фиксируется значительное ухудшение ключевых социально-экономических показателей. Эксперты Института актуальной экономики, по итогам проведённого исследования нижегородской экономики, обращаясь к губернатору, даже предложили помощь правительству Нижегородской области в разработке антикризисной стратегии с применением современных управленческих подходов, а также сформировали ряд конструктивных предложений по переориентации региональной экономики в соответствии с современными вызовами. Реакцию правительства Нижегородской области на опубликованный доклад и предложения экспертного сообщества конструктивной назвать не представляется возможным. Особое беспокойство сегодня вызывает инвестиционный спад в регионе. По данным Росстата, инвестиционный спад в области в 2016 году составил — 38,6% к показателям 2013 г. (при среднероссийском значении роста +11,9%) и — 14,2% к показателям 2015 г. (в среднем по России рост +0,9%). В последние годы также усугубилась проблема энергодефицита в регионе. По уровню энергодостаточности Нижегородская область с существенным дефицитом в 10,16 млрд кВт/ч занимает 69 из 72 оцениваемых регионов по данным РИА Рейтинг.
Неразвитость энергетической инфраструктуры и завышенные тарифы на электроэнергию предопределяют высокую себестоимость нижегородских товаров, что негативно влияет на конкурентоспособность нижегородского бизнеса. Проблемы с доступностью энергии душат развитие нижегородской промышленности и других современных энергоёмких производств, в том числе развитие ВПК, АПК, машиностроения, химических производств, металлургии, наукоёмких и высокотехнологических производств. Беспокойство также вызывает высокая долговая нагрузка областного бюджета. Если в 2016 году произошло сокращение долговой нагрузки в 63 субъектах РФ, то бюджет Нижегородской области напротив — долговую нагрузку вновь значительно увеличил. Рост долга бюджета в Нижегородской области в 2016 году произошёл на уровне 6,4%. Общий долг региона достиг отметки в 78,4 млрд рублей (5-е место среди всех регионов РФ по общей сумме долгов и 4-е место среди всех регионов РФ по общей сумме коммерческого долга). Долговая нагрузка составляет 69,1% к собственным доходам области, что практически на 20% превысило норму, определённую Министерством финансов РФ для регионов.
Таким образом, Нижегородская область сегодня находится в так называемой «красной группе» (группе риска) по уровню долговой нагрузки. Причём доля коммерческого долга (высокопроцентные кредиты от банков и кредитных организаций) составляет значительные 74,7%. Безответственная финансовая политика правительства привела к тому, что с каждым годом обслуживание кредитов для бюджета Нижегородской области становится всё более дорогостоящим. Это не позволяет направлять средства бюджета на обеспечение экономического развития. В краткосрочной перспективе по причине отсутствия гибкости экономики и не использования проектных подходов в управлении регион не смог реализовать уникальные возможности и преимущества, связанные с благоприятной для региона внешней конъюнктурой в связи с ростом в России ВПК, АПК, иностранных инвестиций и внутреннего туризма. Среди других ключевых показателей региона озабоченность вызывает падение реальных доходов населения в 2016 году на 6%, падение качества жизни в регионе на протяжении трёх лет подряд (в 2016 году — 14 место в рейтинге регионов РФ РИА Рейтинг) и значительное ухудшение экологической ситуации (в 2016 году — 72-е место в рейтинге регионов РФ «Зелёный патруль»).
Умеренный позитив в экономике региона вызывает сравнительно высокий потребительский спрос. В 2016 году оборот розничной торговли в РФ снизился на 5,2%. В Нижегородской области оборот розничной торговли снизился всего на 1,2%, что свидетельствует о небольшом снижении потребительской активности нижегородцев. Сравнительно низкое падениепотребительской активности вселяет умеренный оптимизм и сохраняет перспективы развития в регионе малого и среднего бизнеса.
В политической сфере позитивным явлением стало заключение перемирия ключевых политических сил региона, которое случилось не без участия федерального центра, который сегодня занимает в регионе активную позицию, фактически исполняя функции политического модератора. Это позволило снять политическое напряжение между региональными элитами. Вместе с тем, в связи с неэффективной коммуникационной политикой местных и региональных властей, в последнее время значительно ухудшились отношения власти с обществом и экспертами. В последние несколько месяцев значительно снизились персональные рейтинги всех политических лидеров, с которыми ассоциируется и персонифицируется власть в регионе.
В отношениях с независимым экспертным сообществом и лидерами общественного мнения региональные власти также совершили критическое количество ошибок, выбрав путь конфронтации и блокирования альтернативной точки зрения в средствах массовой информации. Ослабил политические позиции губернатора также очередной конфликт с ОНФ, активисты которого вновь обратили внимание губернатора на недопустимость расточительности. Поводом для критики стала ещё одна госзакупка нижегородским правительством чартерного самолёта за 1 млн 703 тыс рублей для перевозки 8-ми чиновников на инвестиционный форум в Сочи. Напомним, что в 2015 году ОНФ уже однажды жёстко критиковала Валерия Шанцева за расточительность в госзакупках чартерных самолётов для чиновников правительства Нижегородской области.
В последнее время региональные и федеральные эксперты с высокой степенью интенсивности называют Валерия Шанцева в числе самых вероятных «отставников» в губернаторском корпусе, отмечая в числе факторов предельный возраст чиновника (Валерию Шанцеву исполняется 70 лет), неэффективность кадровой политики, смену кураторов внутренней политики в московском Кремле, падение персонального рейтинга, повышение активности несистемной оппозиции и резкий рост протестных настроений в регионе. В последний месяц в регионе фиксируется значительный рост социальной напряжённости. Так, в Нижнем Новгороде 26 марта состоялся один из самых массовых несанкционированных антикоррупционных митингов, участниками которого стали по разным оценкам от 1000 до 3000 нижегородцев. Протестные акции в последний месяц в Нижнем Новгороде организовывали также обманутые дольщики, дальнобойщики, градозащитники и активисты созданного в Нижнем Новгороде движения «За чистый город».
Инна ВЕТРЕНКО
Профессор, заведующая кафедрой политологии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
За счёт выигранных в 2015 году всенародных выборов главы региона губернатор Омской области Виктор Назаров набрал себе очков в общеполитическом плане. Однако к сегодняшнему моменту он потерял в своих позициях за счёт ситуации, которая сложилась с выдвижением им своей креатуры на пост градоначальника Омска. Мэр города у нас не избирается напрямую. Теперь это непрямые выборы — когда голосуют депутаты Омского горсовета, а документы предварительно принимает и рассматривает конкурсная комиссия, в которой паритетно представлены представители губернатора и депутатского корпуса.
Нестыковки для Назарова начались еще с момента выдвижения кандидатур в состав конкурсной комиссии. Лица, представленные Назаровым в комиссию не устроили не только жителей Омской области, но и экспертное сообщество. Вопросы начали задавать и представители политических и бизнес элит региона. Однако, губернатор никаких пояснений через СМИ не предоставил. Когда же очередь дошла до выдвижения кандидатов на пост мэра города, губернатор назвал фамилии четырёх лиц, которые затем не подтвердили своё участие в выборах. Как оказалось, эти люди даже не были в курсе своего «выдвижения». Это показалось жителям Омской области не слишком разумным — как губернатор может публично называть фамилии без согласований с этими людьми? Первый информационный повод оказался пустышкой.
Когда же Назаров выдвинул кандидатуру заместителя председателя правительства Омской области Станислава Гребенщикова — это привело буквально к социальному взрыву: появились петиции, люди стали инициировать митинги, так как Гребенщиков в области не слывёт эффективным управленцем и менеджером. К тому же к нему много вопросов у правоохранительных органов. При этом губернатор отчаянно повторял именно имя заместителя. В итоге Гребенщиков всё-таки заявился как один из претендентов в кандидаты на пост градоначальника, что спровоцировало новую волну недовольства в СМИ и среди общественников. Губернатор выступил со словами поддержки в адрес зама, сказав, что доверяет ему. Но буквально на днях Гребенщиков снял свою кандидатуру добровольно, поставив губернатора в совершенно нелепое положение. В итоге у людей создаётся впечатление, что губернатор не самостоятелен, решения принимает спонтанно и совершенно не пользуется поддержкой ни элит, ни жителей.
Впрочем, думаю, эти шероховатости не подведут Назарова под тренд «губернаторопада». Социально-экономическая ситуация в регионе, конечно, кризисная. Но в общей канве по России, политически, она достаточно стабильная. Назарова нельзя упрекнуть в коррупционных схемах. Поэтому, на мой взгляд, он спокойно доработает до будущих выборов главы региона.
Павел САЛИН
Политолог, директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ
В целом за рассматриваемый период каких-либо серьёзных новостей позитивной или негативной направленности из Курганской области не приходило. Это вполне объяснимо — по совокупности своих характеристик (состояние экономики и социальной сферы, активность реальных и потенциальных инвесторов и т.п.) регион традиционно находится на периферии внимания федерального центра. В то же время губернатору Алексею Кокорину удаётся удерживать внутриэлитные конфликты в латентном состоянии, что можно безусловно расценивать как плюс. Редкие скандалы, такие, как конфликт в местном университете, с точки зрения федерального Центра погоды не делают, если не приводят к массовым акциям протеста.
В отсутствии заметной динамики внутри региона изменился общеполитический контекст, что как ослабляет, так и усиливает позиции губернатора, но в целом результирующее влияние таких изменений стремится к нулю. Потенциальную опасность для губернатора представляет попытка федерального центра запустить кампанию, которая должна была показать гражданам, что борьба с коррупцией, на которую есть общественный запрос (хотя обществом коррупция понимается гораздо шире, чем властью), переводится властью на системную основу. Понятно, что федеральные чиновники с себя начнут в последнюю очередь, а аресты региональной бюрократической «пехоты» на уровне областных министров уже не дают должного эффекта. Отсюда и аресты губернаторов Удмуртии и Марий Эл (во втором случае — уже после отставки), которые планировались на осень в качестве фона президентской кампании. В «списке на отстрел» есть ещё представители губернаторского корпуса (строго говоря, никто, за исключением глав 2−3 регионов, не может чувствовать себя в безопасности), однако замеры общественного мнения после двух вышеуказанных арестов показали, что они не достигли своей пропагандистской цели. Таким образом, степень риска для губернаторов, которые не имеют влиятельных покровителей в Москве (а Алексея Кокорина можно отнести к таковым), несколько снизилась.
В плюс себе губернатор может записать отсутствие серьёзного протестного движения в регионе, несмотря на плохую социально-экономическую ситуацию и невозможность дальше оптимизировать социальные расходы, несмотря на высокую долговую нагрузку бюджета. Во многом это обусловлено характером рынка труда и миграционными процессами. На рынке труда региона, особенно в Кургане, в качестве работодателя доминирует бюджетный сектор и связанные с ним отрасли. Соответственно, желающие принять участие в протестах понимают, что они автоматически попадут в «черный список» и потеряют работу, а найти ей достойную замену не смогут. Те же, кто активен и потенциально опасен для власти, по собственной инициативе мигрирует в соседние региональные центры притяжения с более привлекательным рынком труда и наличием каналов вертикальной социальной мобильности. Таким образом, устойчивое отсутствие протестной активности губернатор может записать себе в плюс. Очередным показателем способности региональной власти эффективно противодействовать протестам должны стать их действия по нейтрализации акции «Открытой России» 29 апреля.
Ещё один системный плюс — отсутствие в федеральном Центре влиятельных групп, которые хотели бы поставить своего протеже в экономически непривлекательный регион. Не секрет, что зачастую, особенно сейчас, решение по отставке губернатора не принимается потому, что не могут найти ему адекватную замену — перспективные сменщики попросту отказываются.
Представляется, что у губернатора есть несколько месяцев для того, чтобы использовать имеющийся у него скудный арсенал средств для страховки своих позиций в Москве. Например, в августе ожидается визит в регион патриарха Кирилла, от оценки ситуации которым многое будет зависеть. Важным индикатором станет и способность властей купировать и системные природные риски, вроде наводнений или пожаров. В целом же будущее властей региона в перспективе от полугода и более выглядят туманным, так как неизвестно, будет ли федеральный центр продолжать осенью свою кампанию по антикоррупционным арестам губернаторов. Если да, то Алексей Кокорин находится в зоне риска, и любой слух вроде злоупотреблений при строительстве инфраструктуры может быть раскручен до полноценного скандала.
Дмитрий ФЕТИСОВ
Политический консультант. Директор консалтингового агентства «NPR Group»
За последние месяцы позиции Александра Бердникова не изменились. Он не входит в число наиболее заметных или наиболее успешных представителей губернаторского корпуса, но достаточно уверенно справляется со своими обязанностями по управлению регионом, из-за чего у Кремля к нему не так много вопросов. Также к себе в актив он может записать наличие определённой поддержки в федеральных кругах.
Если оценивать позиции Бердникова за последние месяцы, то надо отметить, что он серьёзно прибавил в решении вопросов со своими политическими оппонентами и число политических конфликтов вокруг Бердникова уменьшилось. Вполне успешно команда Бердникова решила и конфликт, связанный с ситуацией вокруг мэра Горно-Алтайска.
При этом слабым местом Бердникова является его работа в медийном поле. Глава Алтая является одним из аутсайдеров губернаторского цеха по количеству упоминаний в СМИ. Работа Бердникова очень слабо освещается не только местными, но и федеральными СМИ, что приводит к определённым имиджевым проблемам. И в окружении Бердникова явно не понимают, как эти проблемы решать.
Олег РЕУТ
Доцент факультета сравнительных политических исследований Северо-Западного института управления РАНХиГС (г.Санкт-Петербург)
Врио главы Карелии Артур Парфенчиков, перешедший с должности руководителя Федеральной службы судебных приставов, начинает проявлять стиль регионального управления, обозначаемый политологами как «свойственный силовикам». В отставку отправлены первый заместитель губернатора — премьер-министр Республики Карелия (Олег Тельнов, по имеющимся сведениям, был даже вынужден покинуть регион, переехав в Санкт-Петербург), заместитель губернатора по региональной политике (Вячеслав Баев продолжил работать в Карелии, заняв абсолютно аполитичную должность начальника аппарата республиканского законодательного собрания), руководитель губернаторской администрации (опытный аппаратчик Анатолий Моисеев отклонил предложение занять должность заместителя нового главы администрации), заместитель премьер-министра по социальным вопросам Валентина Улич, министр здравоохранения РК Ерванд Хидишян, председатель госкомитета РК по ценам и тарифам Артур Мяки. Четверо последних «ушли в никуда», сформировав первую группу непубличных оппонентов нового руководителя региона.
К ним же стоит отнести и Андрея Мазуровского, старожила карельского политикума, неожиданного удалённого с руководящего поста в региональном парламенте. 18 сентября 2016 года он был избран по партийному списку «Единой России» депутатом Законодательного собрания Карелии, в котором сразу стал работать заместителем председателя. Однако уже 20 апреля 2017 года при непосредственном влиянии со стороны главы Карелии «в рамках оптимизации структуры республиканского парламента большинством голосов (депутатов) одобрено упразднение должности заместителя председателя ЗС РК». Стоит отметить, что позицию Мазуровского, озвученную им в ходе парламентского заседания, «нас просто пытаются сбить в стадо. Но пастухи, если честно, сами не знают, куда нас вести. Кто сегодня победит? Сегодня победит страх», разделяет значительное количество представителей региональной политической элиты. Одна фракция, которая связана с экс-губернатором Карелии, а ныне представителем от исполнительной власти региона в Совете Федерации Сергеем Катанандовым (который уже фактически готов к своей неизбежной и скорой отставке), а вторая — с председателем Петрозаводского городского совета Геннадием Боднарчуком и столичным сити-менеджером Ириной Мирошник.
Стоит отметить, что линия противостояния между республиканской и петрозаводской властями представляется довольно контрпродуктивной в свете начавшейся электоральной кампании, поскольку практически половина избирателей Карелии постоянно проживают в Петрозаводске. Тем не менее, губернатор всячески подчёркивает, что он готов последовательно идти по пути смены руководителей столичного муниципалитета. Игра на «изъятие» главы депутатского корпуса Петросовета «зеркалится» на всю городскую организацию «Единой России», что очевидно не принесёт Парфенчикову дополнительных очков на этапе разворачивающихся внутрипартийных праймериз. В риторике зачастую обоснованной критики в управлении городским хозяйством присутствуют некорректные, а порой и недопустимые ноты, которые не остаются незамеченными среди однопартийцев.
С учётом наслаивающихся один на другой внутриэлитных конфликтов, которые сопровождают становящуюся постоянной «силовую» деятельность главы региона, не представляется удивительным, что карельским республиканским политическим советом партии «Единая Россия» поддержаны столь «несимметричные» по своему статусу кандидатуры для участия в предварительном голосовании по выборам главы Карелии. Ими стали: Артур Парфенчиков и совершенно непубличные в масштабе республики персоны — сопредседатель регионального штаба Общероссийского народного фронта, депутат ЗС РК Анна Лопаткина и ректор Петрозаводского госуниверситета Анатолий Воронин.
В срок до 28 мая каждый из кандидатов должен встретиться, как минимум, с половиной общего числа секретарей первичных организаций в регионе. Для этого республиканское отделение партии проведёт в Карелии три форума, по территориальному признаку — южный, северный и центральный, собрав на эти встречи своих сторонников. Все трое кандидатов смогут выступить перед участниками партийных ассамблей. После того, как в Карелии официально будут объявлены губернаторские выборы, «Единая Россия» проведёт партийную конференцию, участники которой тайным голосованием определят, кого из трёх кандидатов они готовы будут выдвинуть на выборах главы региона.
На фоне заявления Парфенчикова, что «решение о вступлении в партию («Единая Россия») я намерен принять только после завершения избирательной кампании», в республике всё более активно обсуждается вопрос о том, что нынешний губернатор намерен работать в нынешней должности не дольше года и сразу после завершения президентских выборов-2018 претендовать на продолжение карьеры на посту генерального прокурора России. Этому должно способствовать пребывание в круге лиц, чьё положение непосредственно определяется близостью к российскому премьеру Дмитрию Медведеву, которые, однако, при этом не оказываются замешанными в медийных антикоррупционных скандалах.
Эмилия СЛАБУНОВА
Депутат Законодательного собрания Республики Карелия. Председатель партии «ЯБЛОКО»
15 февраля бывший директор Федеральной службы судебных приставов Артур Парфенчиков назначен временно исполняющим обязанности главы Республики Карелия. Прошло два месяца и можно делать первые выводы. Ряд достаточно правильных шагов позволил появиться в карельском обществе надеждам на то, что выходец из республики, обладающий опытом работы на федеральном уровне и соответствующими связями, сможет начать вывод республики из стагнации. Среди этих шагов следует отметить достаточно быстрое увольнение ряда одиозных республиканских чиновников, деятельность которых постоянно подвергалась критике или подозрениям в аффилированности; резко-критичные оценки деятельности предыдущей команды по ряду направлений; провозглашённый принцип открытости в деятельности врио и приём обращений граждан в социальных сетях; жёсткий контроль провального вопроса с расселением аварийного жилья; активизация вопроса по строительству кадетского училища; обещанные бизнесу встречи «без галстука». Ряд конфликтных ситуаций был погашен: конфликт вокруг Сунского бора разрешён в пользу местного населения, предприятие «Карбон-Шунгит» исключён из региональной программы приватизации, заявлено о планах по «жёсткому изъятию» находящегося в кризисном состоянии Медвежьегорского молокозавода под юрисдикцию республики, от приватизации холдинга «Кареллеспром» решено отказаться.
Сомнения и разочарования приходят с кадровыми назначениями Артура Парфенчикова. На должность премьер-министра назначен бывший заместитель председателя правительства Бурятии Александр Чепик, отметившийся сомнительными проектами по созданию игорной зоны на Байкале, уходу которого порадовались в данной республике. Назначение на ряд должностей в правительстве бывших силовиков вызвало резкие критические оценки, так как Карелия имеет печальный опыт вмешательства правоохранителей в политические процессы и связанное с этим протестное движение.
Появление нового назначенца на посту вице-премьера по социальным вопросам Ларисы Подсадник вызвало негативные реакции в профессиональной среде и опасения, что это поставит крест на надеждах на перемены к лучшему в социальной сфере. Передача одним росчерком своего пера в собственность РПЦ никогда ей не принадлежавшего архитектурного памятника в квартале исторической застройки Петрозаводска, конфликт с журналистом оппозиционного СМИ в социальных сетях в первые же дни провозглашенной открытости, вызывают подозрения, что силовой и единоличный способ решения вопросов просто пока скрывается.
«Лакмусовой бумажкой», позволяющей жителям республики оценить соответствие слова и дела врио губернатора, безусловно станет ситуация с исполнением решения суда по сносу «Невского пассажа» — незаконной пристройки к жилому дому в центре столицы. Это станет настоящим испытанием бывшего руководителя ФССП. Риском для Артура Парфенчикова, что можно ожидать в ближайшее время, является возможный конфликт с администрацией Петрозаводска, в которую начинают трудоустраиваться (явно не без участия Петросовета) уволенные чиновники правительства. Председатель городского совета, скорее всего, будет заинтересован именно в таком развитии событий.
Продолжение следует...
Комментарии (0)