7 ноября в нашей стране отмечается – сперва официально, затем не очень – День Великой октябрьской революции. И в связи с этим 25 октября движение «Новые скифы» провели встречу в питерском кулуаре «Реставрация нравов», на ней обсудили самый главный вопрос, который мучил солдат, матросов и всех примкнувших к ним свободолюбивых граждан новой России. Вопрос Правды и Справедливости, вопрос онтологического начала, касающийся бытия.
Вопрос Правды и Справедливости настолько сильно сросся с глубинными чаяниями русского и других народов, что стал основным вопросом всей русской философии. Правда, как главная философская истина, и Справедливость, как построенный на ней социальный порядок, исторически являются осевыми идеями-правительницами народов нашего континента.
Павел Зарифуллин и Александр Секацкий представили собравшимся два взгляда на Правду и Справедливость, показав, что этот вопрос с повестки дня до сих пор не снят и, более того, является политически актуальным и с точки зрения выбора Россией дальнейшего исторического пути.
Павел Зарифуллин признался, что для него вопрос Правды глубоко личный, так как на нем сходятся все основные поиски его жизни. Так же как в кроссовере Жюля Верна «Таинственный остров» сходятся вместе две вселенные – та, где разворачивается история детей капитана Гранта, и та, в которой действует Немо – также и в Правде для него сошлись вместе все основные темы: от прав народов до этнопсихологии.
Подобно пространству пятого измерения Калуци-Клейна, где рождается свет, тема Правды органично включает в себя все предыдущие его работы – «Новые скифы», «Звериный стиль Ивана-Царевича», «Белую Индию». Тема Правды задевает изнутри, вырывает в иное пространство измерений России. По нему можно видеть, кто замкнут в повторяющихся кибернетических циклах современности, а кто протяжен в истории и несет в себе свет Евразии.
Именно такое царство света и предполагалось учредить в 1917 году.
Если рассмотреть Россию как матрешку, то внешним твердым и каркасом ее будет современная Россия с Путиным и всем остальным стилем современности. Однако евразийцы говорили, что внутренним слоем будет Золотая Орда. Эта Орда – основа, благодаря которой Россия может менять фасады, но никогда не перестанет быть собой. Тургенев отразил это в своей известной фразе: «Поскреби русского, найдешь татарина». Но что будет, если поскрести татарина?
На еще более глубинном уровне чаемое нами Беловодье, Царство пресвитера Иоанна. Именно его коды лежат и в основе Золотой Орды. Именно пресвитериане дали Орде алфавит и грамотность, а также пронесенную через всю Евразию историю о праведном царстве, которую сегодня Зарифуллин называет Белой Индией.
Та же история и с революцией 1917 года. Легальная история революции заключается в том, что якобы Ленин с его большевиками захватили власть, свергли царистский режим и построили передовое государство, один из полюсов мира. Однако большевики лишь перехватили контроль над революцией. Все подготовили другие люди. И это и есть второй слой матрешки.
Социалисты-революционеры подготовили революцию 1905 года, 1917 года. Они растут корнями из русского народничества и предлагали сформулированную четкую программу установления Справедливости, сформулированную Герценом, Михайловским и Бакуниным. Никакого Марксизма в ней изначально не было. Но и более того, революцию 1917 года провели две силы – большевики Ленина и левые эсеры Марии Спиридоновой, а главой петроградского восстания был левый эсер Павел Лазимир.
Через год тандему пришел конец, многие эсеры стали коммунистами или покинули движение. Но они оставили внутри ленинской партии большое наследие. Например, совершенно немарксистскую
идею борьбы народов за самоопределение, которая никак не вытекала из классовой борьбы, но тем не менее стала повесткой дня для большевиков.
Эсерам принадлежала и идея Правды. Олицетворяли ее, по мнению Зарифуллина, три человека – Мария Спиридонова, «Чайка русской революции», Сергей Есенин и Николай Островский, написавший библию коммунистической власти – «Как закалялась сталь», и которого Андре Жид сравнивал с коммунистическим Христом.
Но если поднять и эту матрешку, мы найдем движение «Скифы» Иванова-Разумника, в которой кроме Спиридоновой состояли Блок, Белов, Брюсов, Клюев, Есенин, Пастернак, Прокофьев, Петров-Водкин и другие. Это люди, прозревшие бездны нашей истории, увидевшие солнечных скифов, основавших нашу цивилизацию. «Скифы» 1917 года попытались предпринять воссоединение России с ее исторической Правдой, поднять из архетипических глубин тех скифов, которых считают своими предками практически все евразийские народы от Дальнего востока до саксов британских островов.
Это был своеобразный орден внутри партии эсеров, который очень сильно повлиял и на саму эсеровскую идеологию и в дальнейшем на курс большевиков.
Идеи скифства как антизападной мессианской Правды не новы. В разное время их поднимали на щит Эткинд, Лимонов, Дугин и другие, но все они большей частью развили идеи Мануэля Саркисянца, «последнего русского народника». Его книга «К русскому мессианизму» раскрывает эти идеи в полной мере. В ней он описывает прозрения Любомудрова, попов, еретиков на тему Правды и Справедливости.
Семен Франк также считал вопрос Правды центральным вопросом русской философии, видел кризис там, где Правда ушла, а добыть ее необходимо было в каком-то неведомом царстве, откуда ее принесет чаемый Иван-Царевич, «русский махди». Именно эта Правда и подняла необученные народные массы на революцию 1917 года, вооружила идеей Справедливости. Ее разделяли как мистические социалисты вроде Луначарского, так и последние макиавеллисты.
И если смотреть на Правду как центральную тему для современной России, а установление Справедливости как центральную задачу, то мы увидим, что этот вопрос не закрыт и по сей день. Большевики написали «Декрет о земле», н не написали «Декрет о подземельях», то есть о собственности на богатства недр. Большевики провозгласили права на самоопределение народов, но народы не только до конца не самоопределены, но и объединены в противоестественные субъекты федерации, отчуждены даже от права на вылов рыбы для выживания собственных культур и традиций.
Может быть не все простили приватизацию 1990-х годов, но пока все так выглядит, что Справедливость ушла следом за Правдой революции, и никто особенно не возражает. Однако все же люди задают вопросы почему управляет нашей нефтью бывший немецкий канцлер, а алмазы увозят в Антверпен самолеты «Алроса», оставляя местным лишь пенопластовые унитазы и вечную мерзлоту. Правды в этом деле оказывается мало или попросту ее нет.
И, судя по всему, для восстановления Справедливости будет решаться в первую очередь вопрос о разделении сверхдоходов. Это станет возможным с приходом Правды.
Сегодня люди, получающие сверхдоходы, прекрасно понимают несправедливость положения и пытаются компенсировать сверхбогатство игрой по Хейзинге. Строительством стадионов – отсутствие приличных пенсий, а покупкой футбольных игроков – присвоение в 90-х промышленных мощностей, которые строила вся страна.
Та же ситуация была и в Византии, когда базилевс построил Ипподром. В ходе забегов команд «синих» и «зеленых» не задаются вопросы и кажется, что вопрос о Справедливости как бы вообще не стоит, он избыточен и неуместен.
Понимая тот факт, что правда ушла из Константинополя, одна часть священников отправилась на северо-запад, основав ирландскую цивилизацию, а другая, к примеру, на восток, дойдя до Японии и крестя все народы, с которыми соприкасалась. Утратив Правду, Византия не протянула долго. Лишь приход турков восстановил Правду в тех землях.
Уже позже Иван Пересветов писал Ивану Грозному докладную записку, в которой писал, что в Византии вера была, а Правды не было, а при султане Правда есть, да веры уже нет. А если Ивану Грозному удастся объединить царство веры и царство Правды, он создаст величайшее царство на Земле. Он же, видимо, и автор очень русской пословицы «Не в вере Бог, а в Правде».
Открыта ли эта возможность для нас сейчас?
Возможно, решение проблемы этого бесконечного колеса режимов и чехарды бюрократов за пределами этого колеса. Мы ждем Ивана-Царевича, который придёт и принесет нам Правду, которая восстановит Справедливость в стране. И он уже приходил в 1917 году.
Сегодня он скрывается где-то далеко от нашего пристального взора, ускользает от понимания и видеокамер наблюдения. Но это не продлится долго.
Виталий Трофимов-Трофимов
Комментарии (0)