Впрочем, по большому счёту он прав. Потому что, пусть и в вагончиках, палаточных церквях, на квартирах, но православные не дискриминированы в главном. С ними Бог. Что и доказали на исходе нынешнего года истинные христиане на западе Украины.
Многострадальная православная община села Рохманова Тернопольской области, самая первая в XXI веке изгнанная «наконец-то европейской» властью из храма, получила воздаяние за многолетние тяготы, лишения и труды. Не от земной власти, разумеется. Но Свыше.
Однако давайте вкратце вспомним сначала, что пришлось пережить рохмановцам.
Ещё с победой «оранжевой революции» 2004 года «национально свидомые верующие» учредили в селе общину «истинно украинской церкви». Ющенковский губернатор распорядился ввести поочередное пользование рохмановским храмом для обеих общин: существующей более двух сотен лет (собственно, построившую церковь еще в XVIII в.) и зарегистрированной за два месяца до «соломонова решения» революционной власти.
Захваченный филаретовцами Троицкий храм XVIII века в с. Рохманове
Но православные во главе с настоятелем – протоиереем Олегом Сирко – не согласились отдавать святыню «в пользование» раскольникам Церкви Христовой. Да и чисто с практической точки зрения расписание поочередных служб просто невыполнимо, поскольку после осквернения престола каждый раз требуется служба переосвящения, что неминуемо отразится в срыве графика с вытекающими отсюда конфликтами.
Подзаконным актам православные в Рохманове предпочли Закон Божий и были во главе со священником жестоко избиты. Некоторые из защитников церкви не раз после того получали от новой власти сроки за хулиганство. Ваш покорный слуга успел побывать в заложниках у местных «активистов».
Отец Олег Сирко после избиения заработал инфаркт. И в этом состоянии объявил голодовку! Почти два месяца держался он на святой воде и просфоре в день. Лишь обещания Ющенко восстановить справедливость (а волна захватов уже шла по всей Украине) вынудили батюшку прекратить голодовку. Однако убедившись, что свои «цяцянки» Ющенко выполнять не собирается, православные стали палаточным лагерем перед Верховной радой в надежде на другую ветвь власти.
Шесть морозных зим и знойных лет простоял о. Олег с православными Рохманова палаточным лагерем под парламентом, так и не добившись справедливости.
Но за это время община расширилась не только за счёт земляков-волынян (палаточный лагерь стал подлинным центром православного волынского землячества) и десятков киевлян, оказывающих помощь единоверцам (совсем недавно мы писали, в частности, о Валентине и Иване Гичан), но и за счёт жителей всех уголков Руси Малой, которые каждый свой приезд в Киев посещали с молитвой палаточную церковь Александра Невского (освящённую в честь величественной Александро-Невской церкви, которая возвышалась здесь до Октябрьской революции).
Отец Олег и «малая часть» киевской общины
Приход Александра Невского молился напротив Верховной рады всю «оранжевую пятилетку», пока храм не был снесён вместе с алтарём и престолом Божиим по распоряжению подчиненных Януковича. И, вне всякого сомнения, с его ведома и молчаливого одобрения.
Теперь в честь Александра Невского будет освящён один из приделов возводимого ныне на Волыни храма. Как вы догадались, в Рохманове. Троицкого. В честь пребывающего в плену у филаретовцев.
Строительство идёт долго. Вот уже шестой год. Потому что – за счёт исключительно членов Троицкой общины. Когда я показывал это фото знакомым, даже самые близкие из них с усмешкой бросали: «Сам-то веришь, что тут не обошлось без жирного спонсора?» Нет, друзья, если и есть «миллионщики» в общине, то местного масштаба – то есть гривневые («по курсу» 1/27). И тех – в лучшем случае – пара человек. Кто не мог поддержать деньгами, помогал кирпичом, лесом, дровами (дворы всех православных в Шумском районе заметно очистились от завалов разного стройбарахла «на будущее»). И, конечно же, руками. Бывало, на стройке по 70 человек из окрестных сёл одновременно работали. Как-то из соседнего райцентра – Нетешина – целый автобус приехал с претензиями: «Почему нас не зовёте?!» Конечно, на запах кухни подтягивались и т.н. антисоциальные элементы. Обретая здесь новую жизнь, они вдруг оказывались кому-то полезными и нужными!
– Если бы мы нанимали работников за плату, до сих пор из стадии фундамента да стен не вышли бы, – говорит один из благотворителей.
– А теперь не только потолок имеем, но и на позолоченный купол с крестом денег накопили, – продолжает киевлянин Александр Болсуновский, принявший опеку над о. Олегом и его общиной с первого же года их появления под Верховной радой.
Но позолота эта решила под конец испытать веру собравшихся в день воздвижения креста на продуваемой морозным и влажным ветром вершине горы, где расположена церковь.
Купол примёрз к временному фундаменту, на котором его собирали. Казалось, проблема до потепления не разрешима. Но люди не расходились. Хор, срывающимися на морозе голосами (до этого пропевшими здесь же литургию), более трех часов пел: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божиий, помилуй нас грешных!»
Благочинный Шумского района прот. Михаил, глава Союза православных братств В. Лукияник (читает последование на освящение креста), сотрудница Каменец-Подольской епархии монахиня Любовь в окружении хора Троицкой общины
И купол поддался. Силы природы были побеждены христианским смирением.
Смиренно ожидал «отпуста» и схиепископ Серафим, викарий Тернопольской епархии, ректор Почаевской духовной семинарии.
Собственно, со смирением – этой главнейшей добродетелью, община и начинала строительство.
– Мы смирились, и начали возводить храм, – вспоминает о. Олег о годе, когда палаточный лагерь был снесён за одну ночь. – Нам надо было показать самим себе, что жизнь не остановилась. И теперь у нас два престола будет. Центральный – в честь Святой Троицы и в память о той церкви, что власть у нас отобрала. И которая всё равно остаётся нашей. Второй – во имя Александра Невского.
– Но в чём здесь смирение? – прошу уточнить я.
– За последние десять лет мы выиграли все суды – от районного до европейского, но решили более не добиваться от этой власти восстановления справедливости. Жизнь показала, что это бессмысленно. Ни одно из судебных решений не выполнено. Это не только нас касается. Вот пару месяцев назад в соседнем селе «киевский патриархат» с «Правым сектором» захватили храм. Притом что суд отклонил претензии раскольников на него. Ну и что? Как ты их теперь «попросишь» оттуда. Кто посмеет выполнить решение суда?
Вся беда в том, что руководят нами люди неверующие. Как можно общаться с ними, что-то требовать, упирая на понятие справедливости?
Но если они по своей «справедливости» считают, что Украине больше подходит непризнанный, неканонический «патриархат», пусть строят ему храмы. Места же хватает!
– Но логика «патриотов» совершенно обратная. Я уже успел услышать их угрозы: отберём и этот «москальский» храм, когда построите. Потому что земля-то под ним «украинская».
– Всё можно забрать. Можно и жизнь человеческую отобрать. Так что же, не жить от осознания этого?
Но если реально оценивать, то как им молиться в двух храмах, если даже в одном – отобранном у нас – ветер гуляет на службах.
* * *
Пронизывающий ветер «гулял» и на службе, которая прошла на строительной площадке Троицкого храма в честь освящения его креста и купола с участием сотен волынян, подолян, киевлян. Но это был ветер перемен к лучшему.
Не спасала от холода и веранда-трапезная, где «укрылось» большинство верующих
– Этот купол всем нам напомнил шлем древнерусского богатыря, – делится впечатлениями глава одного из самых деятельных членов ещё палаточной общины глава Союза православных братств Украины Валентин Лукияник, отстаивавший в боях ещё старую Троицкую церковь. – Здесь в Тернопольской области, на древней русской земле, ныне болеющей русофобией, он величественно, мерно покачиваясь, водрузился на храм. И виден теперь на всю округу.
Надеемся, что и воздвижение креста на одну из высших точек района станет символом возрождения Православия здесь.
Дай Бог, чтобы этот народ, который Православие хранил более тысячи лет, исцелился от противоестественного христианству некого, даже языческого, шовинизма. По слову блаженного Августина: “Если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем”.
Сегодняшнее, так сказать, «месточтимое Торжество Православия» показательно ещё вот в чём: вокруг Рохманова в последние 10-12 лет и, особенно, в последние 2-3 года очень много храмов было переведено властями на так называемое «почергове богослужіння». А что это как не осквернение престола? Рохмановская же община с самого начала не пошла на богомерзкие компромиссы. И теперь время показывает, что отец Олег оказался прав – к нему на службы едут православные из соседних местечек и сёл. Да и в Киеве отец Олег собрал нас из разных городов. Сегодня здесь мы вместе восторжествовали, символически закончив своё паломничество в Почаевской лавре, у мощей преподобного Иова, который во время польской экспансии сумел отстоять монастырь.
Вспомним, как местный магнат, видя непреклонность монахов, устроил им водную блокаду – запретил возить через свои владения воду для монастыря. Тогда Иов не стал испрашивать милости у властей. Помолившись Почаевской Богородице, он велел рыть колодец тут же на скале (!). Нечеловеческие усилия монахов были увенчаны успехом на глубине 46 м. Этим колодцем лавра пользуется и сейчас. И нам на Украине надо сохранить чистую воду Православия, чтобы переболеть современными болячками. Отец Олег показывает, что и в нынешних условиях можно пусть с огромными усилиями, пусть по кирпичику, но созидать. И тем даёт пример и надежду всем.
Протоиерей Олег Сирко освящает крест на куполе Троицкого храма в Рохманове
Дмитрий СКВОРЦОВ
Комментарии (0)