Знакомство «с земли»
Коротко свою программу Меняйло описал еще в день прилета — 2 августа. «Есть задачи, которые надо выполнять. Работа будет направлена на укрепление безопасности России, обеспечение политической и экономической стабильности, развитие регионов», — вот почти всё, что он сообщил журналистам в свой первый день. Тогда это читалось как дежурный ответ на дежурный вопрос, но спустя год видно, что на эти три блока задач и направлены усилия полпреда.
Начал он с силовиков — одни из первых окружных совещаний были именно с представителями правоохранительной системы, и координация с ними прослеживается на протяжении всего года. Стабильность и безопасность в округе, который граничит с государствами Средней Азией и Китаем, заботит представителя Кремля в первую очередь. И все большую роль играет внутренняя политика, «борьба с экстремизмом» накануне президентских выборов.
Одновременно экс-глава Севастополя начал знакомиться с регионами Сибири — Бурятия (где вскоре после критики полпреда ушел с поста губернатор), Омск, который готовился к празднованию 300-летия, Хакасия, Забайкалье, Новосибирск… С первых же дней полпред установил такой режим поездок, который трудно представить, например, при его предшественнике Николая Рогожкине — тоже выходце из силовых структур. И даже при таком графике Меняйло отмечает, что еще не завершил знакомства с Сибирью, «не везде сам побывал, чтобы посмотреть своими глазами».
Во многих регионах полпред не стеснялся реагировать на увиденное, обращая внимание на вещи, которые заметны не «сверху», а с «земли». Мы можем судить только по тем случаям, что стали известны, а сколько еще разговоров осталось между ним и региональными руководителями, мэрами. Сам бывший губернатор, Меняйло достаточно знал о механизмах принятия решений, знал эту работу изнутри, а в новой должности как сибирский неофит смог выступить и в роли обычного жителя.
«Не реагировать нельзя»
В первом же большом интервью полпред рассказал о Новосибирске — городе, где находится его резиденция и где он объективно проводит больше времени, а, значит, и видит его больше со всеми достоинствами и недостатками. После Севастополя ему бросились снег и грязь, аляпистая реклама (в августе мэрия отреагировала заявлением о ликвидации «растяжек» до конца года), отсутствие транспортной стратегии, пробки, ветхое жилье.
«Сейчас снег тает, и на дорогах уже пыль пошла. Я спросил одного руководителя: а вообще принято в Новосибирске улицы мыть? Мне сказали — летом поливают. А знаете, в чем разница между поливом и мытьем? Вот в Москве с улиц вымывают пыль и песок, — заявлял Сергей Меняйло „Сводке ЦДЖ“. — Не хочу вгонять мэра в краску, но когда-нибудь спрошу: а есть в городе паспорта улиц? Паспорт Красного проспекта, например? Сомневаюсь, что есть. А в идеале должны быть паспорта улиц, парков, скверов. Не просто описания, а четкие показатели, позволяющие, в том числе, детально планировать ресурсы, как на содержание, так и на уборку».
Представитель Кремля напомнил о «социальных последствиях» нерешенных проблем городского хозяйства — росте недовольства, возможных протестах. Потому не надо «ждать», пока все решится само собой. СМИ акцентируют внимание на конкретных ситуациях, в которые был вынужден вмешаться Сергей Меняйло. Всё это, конечно, частные случаи, которыми не должен заниматься чиновник администрации президента, но такое «ручное управление»иногда необходимо (даже на самом высоком уровне), когда людей не слышат местные и региональные уровни. Для полпредства это — системная работа, работа с обращениями граждан, СМИ, призванная гасить конфликты, которые уже возникли. Стабильность в регионах была одним из приоритетов с самого начала.
Подменять губернаторов или мэров полпред не может, но «рекомендации» иногда давать приходилось — в Омске, Новосибирске, Улан-Удэ, перечисляет Меняйло в интервью «Вестям».
Как пример с продлением автобусных маршрутов до микрорайона Чистая Слобода в Новосибирске: «История такая — граждане обращались в район, в муниципалитет, в итоге дошло до меня. Не реагировать на обращение? Нельзя. Реакция на других уровнях власти — только не как решить проблему, а как ответить на обращения. К сожалению, иногда на местах так происходит. Конечно, есть проблему, которые требуют времени и финансовых затрат, а есть такие, которые решаются очень быстро. Просто на каждом уровне человек должен исполнять свои обязанности и полномочия. Когда система не срабатывает, управление идет в ручном режиме».
Так же и на региональном уровне — проблема со скандальным повышением коммунальных тарифов в Новосибирской области была осознана только после того, как люди вышли на улицу, опять же, с обращениями пришли к Меняйло: «Если губернатор или кто-то еще из чиновников захочет со мной посоветоваться, они могут это сделать. Но я не могу навязать ему свое мнение. И, к сожалению, обычно все получается так: сначала сделали, а потом за голову схватились. А раньше я не имею права вмешиваться» (цитата по ksonline.ru).
В Красноярском крае приняли решении об индексации зарплат чиновникам и депутатов. Как раз в те дни, когда весь интернет «гудел» возмущением, там был полпред. «Вот зачем нужно было принимать этот закон, чтобы потом отменять? Надо понимать социальные последствия принимаемых решений и надо их взвешивать, даже если они экономически обоснованы. Все решения должны быть в рамках закона, безусловно, но еще и исходя из здравого смысла, чтобы не получать социальное напряжение».
Подбор команды
Многие ожидали, что с приходом Меняйло кардинально сменится администрация полпреда — от замов до главных федеральных инспекторов (ГФИ). Но этот процесс идет довольно плавно, очевидно, новый начальник присматривается к кадрам, прежде, чем принять решение. Кто-то за это время ушел на пенсию, кто-то — официально по собственному желанию. Ряду федеральных инспекторов полпред, по его словам, «дал год» проявить себя.
«Я не сторонник того, чтобы сразу зачищать кадры. Зачем? Люди работали, их кто-то назначал. Но за год оценка дана каждому. Там, где люди работают и выполняют свои обязанности, там они остаются. Но там, где они не тянут, не справляются, там, извините, сами виноваты. При этом мое требование одно: главный федеральный инспектор должен быть независимым лицом и исполнять свои функции», — отмечает Меняйло. По его словам, подбор кандидатов на место ГФИ в Новосибирской области еще продолжается, замены на этой должности будут сделаны еще в двух регионах.
Постепенно меняется и кадровая обойма, и сама система, которая должна стать более функциональной, заточенной под решение реальных задач, а не только написание отчетов. Так, в течение года Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение» начала переформатироваться в Агентство развития Сибири, у которого будут более прикладные полномочия — вплоть до поиска инвесторов и упаковки проектов «под ключ». Интервью руководителя МАСС Андрея Жукова об этом читайте на Тайге.инфо.
В этом же направлении — привлечение дополнительных средств в экономику регионов (и тоже вернемся к приоритетам первого дня) — теперь строится работа всего полпредства как института. Меняйло рассказал, как за год удалось добиться выделения федерального финансирования на крупные проекты в Туве (реконструкция аэропорта и моста через Енисей, ремонт дороги Кызыл-Монголия), Хакасии (приобретение оборудования для новой республиканской больницы), Забайкалье, Томской области, Бурятии.
Нацеленность на результат — наверное, главная характеристика для администрации Сергея Меняйло. Возможно, за год у него сложились отношения не со всеми губернаторами, многие из них предпочли бы менее энергичного человека на этой должности. Но, судя по поведению полпреда, он точно не воспринимает свой пост как почетную пенсию, занимая все более активную позицию по поводу происходящего в регионах. Для Сибири как макрорегиона возрождение института полпредства — это новый шанс в привлечении внимания федерального центра и инвестиций. В последние годы округ в информационной повестке находился в тени Крыма и Дальнего Востока.
Михаил Кузнецов
Комментарии (0)