Сайт о самых актуальных мировых тенденциях. На нашем сайте полезная информация на тему финансов, здоровья, социальной успешности и личного развития. А также новости, исторические факты и прогнозы футурологов, медицина и образование, гендерные отношения.

Встречи на Владивостокском меридиане - 2

Оригинал взят у serfilatov


Начало - "Встречи на Владивостокском меридиане"


Преображение острова Русский

Было время, не столь отдаленное, когда остров Русский близ Владивостока являлся закрытой зоной, военной зоной. Взгляните на бастионы времен начала ХХ века и его первой половины, оставшиеся на острове:



«Форт Поспелова». Бастион 1903 года




«Ворошиловская батарея». Бастион 1930-х годов



«Новосильцевская батарея». Бастион начала ХХ века


Однако, уже в 2000-х годах было принято решение о преобразовании этого исторического укрепрайона, защищавшего город со стороны моря целый век, в гражданскую территорию. И вот, там, где стояли пушки – остались их музеи-батареи, а прямо рядышком поднялся второй по величине, как говорят, в мире «Океанариум». А прибрежный пустырь за пару лет превращен в шикарную территорию огромного учебного центра – Дальневосточного Федерального Университета (ДВФУ).
Корни этого Университета – в истории тех ВУЗов города, которые в 2010-2011 годах вошли в состав ДВФУ. Каждое из них имеет высокую репутацию и свои заслуги. В летописи ДВФУ отмечены, например, такие даты:

- 9 июля 1899 года издан Указ императора Николая II об открытии Восточного института во Владивостоке — первого классического высшего учебного заведения в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке России.

- 1920 год. Восточный институт и несколько частных учебных заведений объединены в Государственный дальневосточный университет.

- 1930 год. Государственный дальневосточный университет реформирован, а на базе его факультетов созданы самостоятельные вузы: Дальневосточный политехнический институт имени В.В. Куйбышева (с 1992 г. — Дальневосточный государственный технический университет) и Дальневосточный государственный университет.

- 1964 год. Во Владивостоке открыт Владивостокский филиал Московского института народного хозяйства им. Г.В. Плеханова, который преобразован в дальнейшем в Тихоокеанский государственный экономический университет.

- В 2010-2011 гг. в результате объединения четырех ведущих вузов Дальнего Востока — Дальневосточного государственного университета (ДВГУ), Дальневосточного государственного технического университета (ДВГТУ), Тихоокеанского государственного экономического университета (ТГЭУ) и Уссурийского государственного педагогического института (УГПИ) на острове Русский создан Дальневосточный Федеральный Университет (ДВФУ).

- 2-9 сентября 2012 года только что построенный ДВФУ на острове Русский стал местом проведения саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). В заключительный день саммита Президент России Владимир Путин вручил студентам ДВФУ символический ключ от кампуса.

- В июле 2013 года ДВФУ вошел в число вузов, выбранных Министерством образования и науки РФ для участия в «Программе повышения международной конкурентоспособности российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров» (Проект 5-100).

- 1 сентября 2013 года в новом кампусе ДВФУ на острове Русский стартовал первый учебный год. С его началом студентов и преподавателей поздравил Владимир Путин.

- В сентябре 2015 года в кампусе ДВФУ по Указу Президента России впервые прошел первый Восточный экономический форум (ВЭФ).

- В 2016 году в рейтинге ведущих мировых университетов «QS» ДВФУ переместился в группу вузов, которые занимают места с 551 по 600. Также университет вошел в Топ-100 QS «Emerging Europe & Central Asia» и QS «World University Rankings BRICS».

После этого представления перейдем к подробностям нашей беседы с проректором ДВФУ по международным отношениям Викторией Пановой.



Главный вход в ДВФУ


− Виктория Владимировна, расскажите, пожалуйста, для начала нашего разговора об истории Вашего вуза.

− Наш Университет уникальный. Сейчас ему 118 лет. Основоположником нашего университета можно назвать Восточный институт, который был основан в 1899 году по Указу императора Николая II. Первым иностранным языком, который здесь начали изучать, был корейский, но очень быстро спектр изучения языков оказался расширен, и в программу обучения были внесены новые дисциплины, прежде всего, культура изучаемых зарубежных стран – Китая, Японии, Вьетнама и Кореи. Со временем здесь была сформирована ведущая языковедческая школа, и ВУЗ превратился в классический университет, который сейчас вернул себе статус ведущего высшего учебного заведения России на Дальнем Востоке.

В нашем Университете открыты школы обучения практически на любой вкус. В частности, в рамках Восточного института мы готовим студентов, которые в будущем могут стать дипломатами. У нас есть на этом направлении и отделение международных отношений, и отделение регионоведения, а также представлен широкий спектр изучения иностранных языков, причем, не только восточных – ведется преподавание французского, испанского и немецкого языков. При этом английский язык – обязательный для всех.

Мы готовим специалистов, владеющих восточными языками в самых разных областях. Это – и инженеры, и медики, и биомедики, и те, кто изучают естественные науки и гуманитарные дисциплины, искусство, культуру, спорт, а также юриспруденцию и экономические науки.


Стадион кампуса ДВФУ

У нас уникальный Университет, потому что, с одной стороны, у него де-факто богатая история и 118 лет жизни, а, с другой стороны, наш Университет де-юре новый и очень молодой, поскольку решение о формировании и создании Дальневосточного Федерального Университета (ДВФУ) было принято в 2010 году. Тогда произошло объединение четырех дальневосточных ВУЗов в одно высшее учебное заведение. Под эгидой ДВФУ собрались Дальневосточный государственный университет, Дальневосточный государственный технический университет, Тихоокеанский государственный экономический университет и Уссурийский государственный педагогический институт. Тогда и началось формирование единого классического, и при этом – инновационного, Университета.

Надо сказать, что даже после решения о его создании формирование нового Университета произошло не сразу, не одномоментно. Сюда, на остров Русский, все ВУЗы стали переезжать под флаг единого Университета только спустя примерно год после проведения здесь, на этой территории саммита АТЭС в 2012 году.

Отмечу также, что во Владивостоке до сих пор сохраняются исторические здания тех ВУЗов, которые вошли в состав ДВФУ. Да, мы перенесли практически все наши занятия сюда в новое помещение Университета, однако, в самом городе продолжают функционировать некоторые учебные программы. С другой стороны, у нас, по общему мнению, чуть ли не лучший в стране студенческий кампус. Вы видите, насколько хорошо он оборудован и как хорошо расположен – прямо на берегу моря. Это – экологически чистая зона, где есть все условия для жизни и учебы.



Макет кампуса ДВФУ в одном из корпусов Университета


До недавнего времени на острове Русский, пока не начали строить наш Университет, находились, в основном, военные. Это была закрытая зона. Теперь же, особенно после принятия в мае 2017 года Стратегии развития острова Русский, на нем планируется развивать гражданскую инфраструктуру. Напомню, что в 2012 году к саммиту Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) здесь были построены не только наш великолепный кампус Университета, но и два ставших сейчас знаменитыми моста – мост через бухту Золотой Рог и мост на остров Русский из Владивостока, с материка.



Мост на остров Русский в цветах национального флага России


Поэтому сегодня жители говорят, что этот форум АТЭС дал, практически, новую жизнь и городу, и острову Русский. Те районы, которые прежде считались, извините, криминогенными и не очень благополучными, быстро превращаются в районы новостроек и активного экономического развития. Благодаря строительству двух мостов все районы города оказались связаны между собой в единый комплекс. Если прежде приходилось по берегу объезжать огромный залив Золотой Рог, рассекающий Владивосток, или на пароме пересекать пролив между Владивостоком и островом Русский, то теперь этот путь можно совершить на машине меньше, чем за 10 минут. Ведь помимо этих красавцев-мостов построены ещё современные дороги, которые сегодня формируют транспортную инфраструктуру не только самого Владивостока, но и районов вокруг него.



Дорога близ Владивостока


Жители хорошо помнят то время, когда город страдал от автомобильных пробок. Сложно было попасть из одного района города в другой. На остров Русский ходил только паром, и то если пролив не был покрыт льдом. Сейчас под
обные проблемы в прошлом, и город, благодаря мостам и новой дорожной инфраструктуре, начал быстро преображаться и получил мощный импульс для развития. Вы видите, как повсюду идут новые стройки. Если говорить в целом, то саммит АТЭС-2012 для Владивостока стал очень серьезным шагом вперед в развитии.


- И, вот, после того, как этот саммит завершился, началось формирование Вашего Университета.

- Да. На сегодняшний день он состоит из девяти школ. Почему именно школ? Было принято решение именовать именно так те структуры, которые в других ВУЗах называют «факультетами». Само имя «школы» стало своеобразным показателем того, что мы нацелены, с одной стороны, на сохранение наших ключевых традиций, которые сформировались здесь в образовательной и научной сферах. С другой стороны, мы намерены ориентироваться на передовые технологии в сфере международного образования, на лучший мировой опыт. Известно, что за рубежом многие лучшие ВУЗы называют свои факультеты «школами». Понятно, если мы назвали наши факультеты также «школами», то мы, ДВФУ, сразу не станем в ряд ведущих Университетов мира, но, тем не менее, это, если хотите – наша заявка и наше стремление стать со временем именно таковым.

Среди наших школ «Восточный институт − Школа региональных и международных исследований», которая, по признанию многих, входит в Топ-5 ведущих образовательных структур страны наряду с московскими и санкт-петербургскими ВУЗами, которые занимаются в Российской Федерации востоковедением. Назову также среди наших школ Школу гуманитарных наук, Инженерную школу, Школу биомедицины, Школу естественных наук, Школу искусства, культуры и спорта, Школу педагогики, Школу экономики и менеджмента и Юридическую школу. Это – список наших «факультетов».

В Школе педагогики преподавание ведется частично здесь, а частично в городе Уссурийск. Можно говорить, что там наш филиал, но, фактически, там находится часть нашей большой Школы педагогики.

Сейчас у нас происходит определенное реформирование образовательных программ в рамках всех наших школ, идет процесс создания новых магистратур – часть из них останутся в прежнем состоянии, поскольку они востребованы, однако, часть магистратур создаётся заново либо полностью реформируется.

Например, наш ВУЗ стал первым, который провёл вместо защиты Диплома защиту «стартапа». У ДВФУ есть право на собственный образовательный стандарт. О перспективах перехода на такой способ подтверждения своей квалификации по итогам обучения было объявлено чуть раньше на федеральном уровне, а главой государственной экзаменационной комиссии стал сам Александр Галушка, министр РФ по развитию Дальнего Востока.

- Чем интересны Ваши международные программы?

- На уровне магистратуры у нас действуют четыре международных программы. Одна из них называется «Россия в АТР: экономика, политика, безопасность». Все международные программы читают преподаватели и профессора на английском языке. Можно назвать также программы «Гостиничное дело», «Экономика и менеджмент», «Юриспруденция». Сейчас мы открываем новую магистратуру на английском языке под названием «Landscape Design». Часть этих программ читают зарубежные преподаватели и ученые, которые либо живут в Университете на постоянной основе в течение года, либо приезжают читать свои лекции на несколько недель.

- Ваши guest stars?

- Да, можно назвать каждого из них guest star. Например, упомянутая новая магистратура «Landscape Design» «запускается» профессором из Италии, который живет в кампусе на постоянной основе. С другой стороны, у нас есть программы, которые позволяют привлекать иностранных специалистов на определенный, не столь длительный, период времени.

Среди «звезд», которые сюда регулярно приезжают с лекциями, лауреат Нобелевской премии Riccardo Valentini. Он здесь возглавляет Лабораторию по климату. У нас преподает известный японский ученый Каору Марута, у которого получается вести работу по совместительству – и здесь, и в университете в Японии.

Могу сказать, что около 150 зарубежных ученых преподают в нашем Университете. Они читают лекции на своих языках – английском, китайском, японском, корейском, вьетнамском. Есть и преподаватели, говорящие на хинди.

Мы практикуем программу «приглашенный профессор». В ней участвуют как преподаватели и ученые из ведущих наших ВУЗов, так и преподаватели из-за рубежа, которые приезжают сюда на одну-две недели. Можно это назвать «мастер-классами» либо «модулями». Как правило, эти профессора проводят открытые лекции, на которые приходят студенты из самых разных школ Университета по своему выбору – эта информация открыта для всех студентов.

- Это некий вариант Сорбонны…

-Да, если хотите, это – вариант Сорбонны. И это для нас – интересное начинание… Особо отмечу, что мы создали курс преподавания медицины на английском языке. И эта программа стала, без преувеличения, безумно популярной! Сейчас она настолько интересна для студентов, что мы даже не можем принимать всех желающих. Причём, наплыв заявок идёт не только со стороны студентов из России, но и из многих стран СНГ и Азии, в целом. Другими словами, «на лечебное дело» сюда приезжают студенты, которым не надо изучать русский язык для того, чтобы пройти курс обучения по предмету «Медицина», прежде всего, ребята из Индии и Китая. При этом надо отметить, что преподавание идет на основе опыта, прежде всего, российской медицины.

Плюс к этой программе подготовки врачей в Университете создан и действует Лечебно-научный центр, оснащенный самым передовым медицинским оборудованием. Там есть стационар для пациентов, и, таким образом, в одном комплексе совмещается учёба, научная работа, а также медицинская практика для студентов. Уровень оснащения техникой таков, что здесь можно проводить операции уровня сердечных и нейрохирургии. Пациентов много. Мы принимаем на лечение горожан и жителей из ближайших районов Дальнего Востока. Едут сюда пациенты и из более отдаленных от Владивостока районов России. Много желающих из сопредельных стран. Наплыв такой, что наши квоты на бесплатное лечение к середине года уже исчерпаны. Конечно, наш медицинский центр пока не так знаменит за рубежом, как, например, соседние региональные лечебные центры в Республике Корея или в Сингапуре, но мы постепенно выходим на эти рынки.

- Сколько у Вас студентов из-за рубежа, и что их привлекает сюда?

- У нас проходят обучение ребята из 52 стран мира, прежде всего, конечно, из региона АТР. Больше всего студентов из Китая, Японии и Республики Корея. Всего в Университете из примерно 20 000 студентов чуть больше 3 000 – иностранцы. Так что, можно говорить, что каждый седьмой студент нашего Университета приехал на учебу из-за границы. Причем, здесь можно встретить ребят из США – и не только с западного побережья. Здесь учится немало студентов из стран Латинской Америки, даже из Бразилии.

- Да, я их видел в кампусе. А какие у них побудительные мотивы лететь через пол-Земного шара сюда на учебу? Вы проводили какие-нибудь исследования на эту тему?

- Вы просто попали, что называется, «в точку». Мы сейчас начали исследования среди российских и иностранных студентов на темы: «Какие интересы для них самые важные в рамках обучения в нашем Университете? Что их привлекает в Университете? Что их привлекает на Дальнем Востоке?». Полагаю, что через некоторое время, когда анкетирование будет завершено, мы получим общую картину.

При этом сейчас мы формируем аналитический отдел, который будет заниматься как раз этими вопросами, в том числе, вопросами нашего международного сотрудничества. Кроме того, мы сейчас начали формировать пул экспертов по международной проблематике – как университетского уровня, так и экспертов в сфере, например, политики международной безопасности, а также гуманитарного взаимодействия, экономических связей.

- Вот, ребята к Вам приезжают из-за границы, но, насколько понимаю, практически все из них не знают русского языка. А у них впереди – учеба. Как Вы решаете эту задачу?

- В Университете функционирует Центр русского языка и культуры, в рамках которого действует и Подготовительный факультет для иностранцев, где они получают базовое знание русского языка. Причём, обучение русскому языку идёт по направлениям учебного процесса каждой из Школ с её спецификой: кому – математика, кому – физика, кому – естественные науки, кому – медицина, и так далее… Все изучают русский язык с учетом особенностей профессиональной лексики по избранной специальности. Должна сказать, что за пять лет количество слушателей Подготовительного факультета выросло в десять раз, и рост количества обучающихся продолжается! Очень много желающих из-за рубежа учиться у нас, но для них необходимо, в первую очередь, выучить азы русского языка.

- Скажите, пожалуйста, а дипломы вашего Университета принимаются за границей? Ведь люди заканчивают ВУЗ здесь, а едут работать туда.

- Мы ориентируемся на то, что с некоторыми странами есть двусторонние Соглашения о взаимном признании дипломов ВУЗов. Это – один из важных моментов, который входит в круг наших основных забот. Существует декларация ЮНЕСКО от 1983 года о взаимном признании дипломов. На региональном уровне заключена Конвенция 2011 года в Токио относительно взаимного признания дипломов стран АТР. Однако, это не всегда работает, мягко говоря. Результат есть только тогда, когда существуют двусторонние соглашения с теми или иными странами.

Мы ожидаем, что и в рамках нынешнего Восточного экономического форума 6-7 сентября, и на Конференции АТЭС по сотрудничеству в области высшего образования «Признание документов об образовании и квалификаций для развития контактов между людьми» (МКО АТЭС-2017) (а такая Конференция проводится ежегодно и в этом году состоится уже в шестой раз), будет рассмотрена предложенная нами тема взаимного признания дипломов высших учебных заведений, а также признание квалификации выпускников российских и зарубежных ВУЗов. В этой связи мы очень плотно работаем с нашим Министерством образования и науки.

Мы пригласили на специальную сессию нашей Конференции экспертов, которые смогут квалифицированно обсудить эту проблематику. Мы также ожидаем приезда и представителей министерств образования стран региона, и ректоров крупнейших Университетов этих стран, которые, в первую очередь, заинтересованы во взаимном признании дипломов.
Ведь отсутствие документов на эту тему мешает нормальному взаимодействию, как в процессе обучения, так и в процессе трудоустройства студентов после окончания ВУЗов региона.


- Это – печальная история, однако, отчаиваться не надо – Россия всегда давала примеры высочайшего уровня образования, и, рано или поздно, за границей вынуждены будут с этим считаться. А пока следующий вопрос: чем ещё Ваш Университет уже привлекает интерес зарубежной молодежи?

- Одно из интересных направлений нашей международной работы это – проведение «Летних школ» для иностранных студентов. Только что у нас завершила работу «Летняя школа» по соглашению с Харбинским политехническим университетом Китая. Они прислали своих ребят – примерно полсотни студентов, и им так понравилось, что попросили в следующем году повторить эту школу, расширив её до 200 слушателей.

Эти «Летние школы» проводятся также для Ассоциации ведущих университетов АТР, т.н. APRU. В этом году на базе ДВФУ мы провели юбилейную, десятую Школу APRU, проходящую на ротационной основе в каждом из ВУЗов – членов Ассоциации. В этот раз у нас побывали и студенты из ВУЗов Соединенных Штатов Америки – например, из Калифорнии, из того же университета Беркли, из Китая, в том числе, из Пекинского университета, из ведущих ВУЗов Республики Корея, из ведущих ВУЗов Японии.

Большой популярностью пользуются ежегодные летние школы «Россия – Дальний Восток», собирающие пул молодых людей не только из США и стран Азии, но и из Европы. В процессе обучения со всеми слушателями проводятся занятия по внешней политике России и по международным делам, прежде всего, касающимся региона АТР. Пусть узнают о нашей внешней политике из первых рук. Помимо того, они интенсивно изучают русский язык и отечественную культуру.

- А как у Вас складываются отношения с ведущими американскими университетами, с тем же Беркли?

- Начну с того, что хорошо известно – американские университеты фактически захватили международный рынок высшего образования. Им не нравится появление новых конкурентов, и на этот рынок американцы, конечно, не хотят никого пускать, ведь, это – очень серьёзный бизнес, это – очень высокий уровень доходов. И разговор с американскими университетами обычно начинается с того, что они предлагают: «Вы присылайте к нам студентов на учебу». Ни о каком взаимозачете они обычно не хотят слышать, т.е. ребят ждут по вполне коммерческим тарифам на программы дополнительного образования в летний период, на программы магистратуры. Тем не менее, у нас есть совместные программы с американскими ВУЗами, например, с колледжем Мэрилендского Университета по направлению «Финансы и менеджмент». В рамках этого сотрудничества студенты учатся 2 года у нас и 2 года там, в Мэриленде. Это происходит на уровне бакалавриата.

Кроме того, у нас появились свои прогрессивные наработки, которые могут составить конкуренцию американским ВУЗам, правда, сейчас не хотелось бы раскрывать детали.

Надо отметить, что в последнее время, когда наши отношения с Соединенными Штатами стали весьма напряженными, американцы, как ни парадоксально, вдруг начали демонстрировать очень высокий интерес к системе российского высшего образования, а также к изучению русского языка. Они проявляют всё больше инициативы для того, чтобы приехать сюда к нам на учебу. А мы используем эти возможности для того, чтобы как можно подробнее рассказывать американским гостям в процессе обучения о России и о нашей политике. Мы стараемся преодолевать их негативные стереотипы о нашей стране. Ну, и, естественно, продвигать русский язык и русскую культуру в среду американских студентов.

…От себя добавлю кое-что к замечанию Виктории Пановой относительно того, что «у нас, по общему мнению, чуть ли не лучший в стране студенческий кампус». Могу свидетельствовать – кампус ДВФУ заслуживает самых восторженных оценок. Только взгляните:



Территория ДВФУ


Окончание - "Встречи на Владивостокском меридиане - 3"




Источник: Встречи на Владивостокском меридиане - 2
Автор:
Теги: Владивосток design Азия америка английский АТЭС

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства