Главным политическим событием в рассматриваемый период для Евгения Куйвашева (Свердловская область), явилось получение им статуса «врио». Сразу следует оговориться, что внутриэлитные расклады в регионе были достаточно непростыми и многие эксперты «Национального рейтинга» не ожидали подобного решения федерального центра. Однако теперь доминирует уверенность в абсолютной формальности предстоящих выборов губернатора, ибо при любых раскладах Евгений Куйвашев на электоральном поле победит своих соперников. Вопрос в том, насколько уверенной будет его победа?
Ключевым фактором, определившим, по сведениям экспертов, решение Кремля, являлся переход под знамёна губернатора «серого кардинала» екатеринбургской политики Владимира Тунгусова. Более того, местные наблюдатели не без удивления отметили появление у Владимира Тунгусова определённого интереса к публичной политике, чего до сей поры за ним не замечалось. Последние события, таким образом, являются скорее успехом тандема Куйвашев-Тунгусов (и тех, кто спланировал и поддержал их союз), а не одного губернатора. Лишь небольшая часть экспертов обращают внимание на то, что на выборах регионального главы противниками нынешнего врио могут оказаться весьма известные фигуры (Александр Бурков, Евгений Ройзман).
При этом протестные настроения в регионе очень сильны, а местные избиратели вполне склонны преподносить неожиданные сюрпризы. С учётом того, что Евгению Куйвашеву нужно на выборах не просто победить, но победить уверенно, его положение остается непростым. Тем не менее, приставка «врио» и доминирующие настроения экспертного сообщества предопределили уверенный прогресс Евгения Куйвашева в таблицах «Национального рейтинга».
В рассматриваемый период одним из ключевых событий политической жизни России явились арест Александра Соловьёва и выдвижение на его место Александра Бречалова (Удмуртская Республика). Интерес представляет как первая, так и вторая составляющая данной операции. По большому счёту, у большинства экспертов «Национального рейтинга» до последнего времени не было каких-то чрезвычайных претензий к Александру Соловьёву, какие нельзя было бы предъявить подавляющему большинству губернаторов. Тёмным пятном являлась запутанная история с Дерябинским мостом в Ижевске, подробности которой терялись в оффшорной тени. Другой болевой точкой явилось пристальное внимание силовиков к коррупционным схемам в дорожном строительстве.
Однако в регионах правоохранители всё больше обращают внимание на достаточно многое, но далеко не всегда подобное внимание выводит их непосредственно на местного руководителя. Тем более, что задержания в рамках «дела дорожников» и перетряска ближайшего окружения губернатора стартовали уже достаточно давно — осенью прошлого года. При этом по индексу промышленного производства в прошлом году регион занимал весьма почётное 18-е место, причём если вести речь только о промышленности обрабатывающей, то республика вообще находилась на 4-й позиции. Никаких политических проблем арестованный глава Кремлю не доставлял. Результаты ЕР здесь на предыдущих выборах были неплохими, с тенденцией к улучшению по сравнению с предыдущим электоральным циклом.
Поэтому для подавляющего большинства экспертов арест Александра Соловьёва, возбуждение уголовного дела были совершенно неожиданными. Ни политических причин происшедшего, ни, тем более, «реакции на антикоррупционные митинги», как порой заявляется, в данном случае не просматривается. В то же время занявший свой пост в начале апреля Александр Бречалов породил у экспертов «Национального рейтинга» сдержанный оптимизм. Изначально он является более крупной фигурой, по сравнению со своим предшественником (кстати, возглавлявшим регион недолго, с 2014 года, и получившего тогда на выборах голоса 85% избирателей). Являясь до назначения секретарём Общественной палаты РФ и одним из руководителей ОНФ, он имеет серьёзные федеральные связи и обоснованную надежду на поддержку Кремля. Пока его успехи и неудачи на новом посту носят в основном виртуальный характер.
Слишком грубым пиар-ходом нового руководителя явилась экспедиция на Камазе и организация «гуманитарного конвоя» в поселок Симониха. Данный населенный пункт незадолго до того был упомянут на встрече журналистов с Владимиром Путиным. Изначально было воспринято, как логичное, распоряжение Александра Бречалова об отставке прежнего регионального правительства. Однако многих разочаровал состав нового, в котором прежние лица оказались представлены почти в полном составе.
Не самым лучшим решением оказалась идея нового губернатора провести одну из первых встреч с Александром Волковым (мягко говоря, не очень популярным предпредшественником на посту республиканского главы). Но уже совсем не следовало публиковать фотографию с этой встречи в своём Инстаграме. Пока новый глава, в общем и целом, производит впечатление некой импровизации Кремля, в которой многие эксперты пытаются различить нечто позитивное. Но неопределённости здесь, пожалуй, гораздо больше.
Рассматриваемый период для Рамазана Абдулатипова (Республика Дагестан) сложился неудачно. Федеральный резонанс получило выступление дальнобойщиков против системы «Платон». Именно Дагестан стал, по распространённому мнению, всероссийским центром их протестной акции. Не меньшее значение имели другие, гораздо более «тихие» с медийной точки зрения события. «Роснефть» решительно выступила против предложения Рамазана Абдулатипова перевести земли побережья Каспийского моря из федеральной собственности в собственность субъекта федерации.
Следует учитывать наличие нефтегазовых участков в упомянутой акватории, чтобы понять насколько серьёзным может оказаться конфликт. Параллельно правительство РФ, в лице профильных министерств, ответило отказом на просьбу Рамазана Абдулатипова о строительстве в республике завода по производству сжиженного газа. Некоторые эксперты увязывают данное решение с возникшей напряженностью в отношениях с «Роснефтью». Однако сами федеральные чиновники пеняют на отсутствие каких-либо экономических обоснований предложенного проекта и на большой размер задолженности Дагестана. Возможно, в данном случае имели место и экономические, и политические причины.
Ликвидация созданного несколько месяцев назад государственного казённого учреждения «Дагестанимущество», навело наблюдателей на мысли об управленческой неразберихе и отсутствии плановой продуманной работы регионального правительства. Не обошли в марте-апреле Дагестан стороной и коррупционные скандалы. Местные эксперты по-прежнему тяжело переживают отсутствие у республики отдельной федеральной целевой программы.
Лояльно настроенные по отношению к Рамазану Абдулатипову эксперты указывают на налаженные отношения последнего с федералами (особенно силовиками), его контроль над региональным Заксом, объективно трудную ситуацию, ряд хороших экономических показателей. Но в рамках текущего исследования они оказались в меньшинстве, и возобладал критический подход к работе Рамазана Абдулатипова.
Виктор Толоконский (Красноярский край) в рассматриваемый период понёс имиджевые потери во время инспекции Владимиром Путиным хода подготовки к зимней Универсиаде (пройдёт в Красноярске в 2019 г.). В итоге губернатор получил указание от президента ликвидировать отставание в работах по строительству объектов Универсиады. С учётом того, что указанные работы необходимо завершить менее чем за три месяца, что достаточно сложно, Виктор Александрович попал в потенциально опасную ситуацию. В исследовании «Зеленого патруля» Красноярск объявлен зоной экологического бедствия. О том, насколько остра данная проблема, свидетельствует выраженная Виктором Толоконским готовность сокращать объёмы промышленного производства в регионе. В этой связи понятны причины митингов экологической направленности, проходящие в этом регионе. В частности, в рассматриваемый период было проведено массовое мероприятия такого рода под лозунгом «За чистое небо». Не случайно и то, что центральной темой первого дня Красноярского экономического форума явилась тема экологии.
Прозвучавшее предложение министра экономического развития РФ Максима Орешкина частично перенести мероприятия экономического форума в Калининград объективно не идёт на пользу Красноярскому краю и не способствует укреплению имиджа губернатора. При этом эксперты отметили значительный рост собственных доходов региона. В том числе за счёт этого удалось пересмотреть доходную часть бюджета на 2017 год в сторону увеличения. Тем не менее, общий вердикт экспертов по прошедшему периоду был для Виктора Толоконского негативным. Многие из них до сих пор не могут простить ему предложений по приватизации важнейших предприятий Красноярского края.
Если в случае с главой Удмуртии, арест состоялся почти одновременно с отставкой, то Леониду Маркелову (Республика Марий Эл) силовики предоставили почти неделю, чтобы он мог освоиться с переменой положения. Однако и данное освобождение от должности закончилось арестом. Ныне регион возглавил Александр Евстифеев. К бывшему главе отношение экспертов «Национального рейтинга» всегда было очень противоречивым. Оценки, которые он получал, имели крайний характер. Только в исследовании, предшествовавшему отставке, полностью возобладало мнение негативно настроенной к Леониду Маркелову группы экспертов, что определило его резкое падение в «Национальном рейтинге» (минус 24 позиции в конце февраля) и попадание в группу отстающих. Экс-губернатора обвиняют в попытке получить взятку в размере четверти миллиарда рублей. В его особняке обнаружены картины Боттичелли и Рафаэля, прижизненные издания стихотворений Александра Пушкина с автографом поэта, рукописи Николая Карамзина. По мнению экспертов, эти находки выявляют высокий художественный вкус Леонида Маркелова, но резко уменьшают шансы на то, что следствие не доведёт его дело до суда.
Смена главы, по сути, окончила целый этап местной политической истории: Леонид Маркелов занимал свой пост с 2001 года. Оригинально переделанный центр Йошкар-Олы всегда будет напоминать жителям и гостям города о временах правления Леонида Игоревича. Кстати, этот его проект большинству экспертов, особенно федеральных, вполне пришелся по вкусу.
Назначение Александра Евстифеева так же, как в случае с ротацией первых лиц Удмуртии, производит впечатление импровизации. Опасения вызывает его послужной список: огромный юридический опыт может не компенсировать лакуны административного. Впрочем, часть местных экспертов как раз это считают его сильной стороной, как и то, что он является лицом абсолютно новым для Марий Эл, не связанный с местными кланами и руководителями. В настоящий момент население и наблюдатели авансом выдали ему кредит доверия. Оправдает ли он это доверие, покажет будущее. В любом случае, без поддержки федерального центра кардинально улучшить ситуацию практически невозможно. Не случайно одним из первых шагов Александра Евстифеева было поручение готовить обращение к правительству РФ с просьбой выделить 5 млрд рублей для стабилизации экономики Марий Эл.
В рассматриваемый период Владимир Городецкий (Новосибирская область) пережил как период серьезного имиджевого спада в марте, так и успешной компенсации понесённых потерь в апреле. Причиной первой из этих тенденций послужило обострение протестных настроений вокруг вопроса о размерах коммунальных платежей. Однако, в конце концов, губернатор своим решением о корректировке предельных индексов роста тарифов на услуги ЖКХ с 15 до 4 процентов успешно решил очень актуальный политический вопрос. Фактически устранён генератор протестных настроений в регионе.
Также удачной можно назвать идею создания совета потребителей естественных монополий, на котором планируется обсуждать все вопросы, связанные с тарифной политикой. Если эта площадка будет успешно работать, власти региона получат эффективный инструмент для налаживания диалога с широким кругом активной общественности.
Многие эксперты, полагая, что для области характерно перманентное противостояние регионального уровня власти с городским (персонально — мэром Новосибирска), пришли к выводу, что губернатор одержал в истории с тарифами существенную политическую победу. Разочарование населения позицией КПРФ, чьим лидером в регионе является упомянутый мэр, оказалось исключительно сильным. Теперь местным коммунистам, поддержавшим рост тарифов, будет чрезвычайно тяжело играть привычную роль защитников «простого народа».
Также большинство экспертов одобрило решение Владимира Городецкого о значительном расширении списка отраслей, в которых запрещено работать мигрантам. Хотя стоит упомянуть, что некоторые эксперты заняли по данному поводу резко отрицательную позицию. Позитивно воспринято выделение региону правительством РФ компенсаций по затратам на создание индустриального парка в сфере биотехнологий и Промышленно-логистического парка. В целом, по итогу рассматриваемого периода, Владимир Городецкий сумел удачно выйти из безусловно сложной ситуации и в политическом смысле отыграть её в свою пользу.
Григорий ГОВОРУХИН
Политолог, Философ. Профессор кафедры истории и юриспруденции Амурского гуманитарно-педагогического государственный университет. Член комиссии Общественной палаты Хабаровского края по развитию гражданского общества
Деятельность губернатора Хабаровского края Вячеслава Шпорта можно оценить двояко. С одной стороны мы видим определённые поступательные движения в социально-экономической области: поддерживается программа переселения людей из ветхого жилья, что достаточно важно. Не везде, но, по крайней мере, в двух крупных городах Хабаровского края эта работа ведётся. Так же в некоторых районах развивается социалка: открываются больницы, детские сады. В этом формате, безусловно, какая-то работа видна. Сказать, что она ведётся масштабно и титанически — нельзя. Хотя она и планомерна и ведётся губернатором на протяжении долгого времени. Однако в минус начинаниям Шпорта — отсутствие кадровой политики.
Ротация административного аппарата и чиновников в правительстве края должна происходить, с моей точки зрения, по какому-то заданному плану, а не по ситуации. Есть потребность развивать проект «Дальневосточный гектар» — давайте сразу поставим ответственного человека с аппаратом, с учётом возможного расширения проекта. Вопрос кадров проблемен не только в административных органах, но и в части профессионалов всех отраслей социальной жизни в населённых пунктах края. Да, строят больницы, но нет профессионалов, которые бы занимались лечением людей. По итогам недавних масштабных опросов местного населения — люди не удовлетворены услугами, предоставляемыми административным управлением. Ни в каком виде, ни в каком качестве. Потому что те, кто бы мог эти услуги предоставить — не профессионалы — учителя, врачи и так далее. Отсюда — смертность, проблемы с образованием и так далее. У нас в Хабаровском крае нет политики кадрового роста и кадровых ротаций. Это делается ситуативно.
Откуда проблема? Нет людей. Это справедливо. Специалистов надо покупать — но такая работа не ведётся. Не определяются и сектора экономики, где есть потребность в специалистах. Я лично как представитель Общественной палаты знаком с катастрофической ситуацией в женских консультациях и родильных домах Комсомольска-на-Амуре. Специалисты есть, но не профессионалы, на которых шквал жалоб, а большинство людей вообще махнули рукой и не жалуются. Получается замкнутый круг — кто сюда приедет, на Дальний Восток, если есть такие проблемы? Наоборот, мы наблюдаем латентную миграцию. Ещё одна больная точка: нет защиты малого и среднего бизнеса. При том, что тот же Комсомольск-на-Амуре является городом, попавшим в ракурс президентского внимания, неоднократно отмечался им.
Тем не менее, развитие каких-то хотя бы внутренних поддержек для предпринимательства со стороны региональной власти не происходит. Наоборот мы наблюдаем поток жалоб. Например, в маленький по меркам мегаполисов Хабаровск, город на 200−250 тысяч человек, заходит огромный титан на 8 тысяч квадратных метров — Леруа Мерлен. Рынок падает более чем на 50%. По факту идёт сокращение рабочих мест. Вопросы висят в воздухе — ощущение такое, что администрации края всё равно — придут они или нет. Интересы не защищаются. Один из вопросов, которые мы задаём людям на опросах — «на кого вы можете надеяться?». В последние 4 года всё больший процент людей, которые отвечают, что надеются только на себя.
Владимир ХОЛОПОВ
Политолог. Директор Института государственного и муниципального управления. Председатель Палаты ТОС Всероссийского Совета местного самоуправления
К плюсам врио губернатора Новгородской области Никитина можно отнести наглядно демонстрируемые им федеральные возможности. С первого дня его появления в регионе он действует на контрасте со своим предшественником. Если Сергей Митин был сосредоточен исключительно на местной повестке, то Никитин расширяет горизонт действий и планирования, выходя за рамки новгородских ресурсов и возможностей. Примеров можно привести массу — от визита Владимира Путина и проводимого в Новогороде заседания Госсовета, до регионального круглого стола по участию граждан в городском развитии. Несмотря на региональный статус данного мероприятия, Никитину удалось пригласить на него федеральных экспертов первого эшелона по рассматриваемым вопросам. Таким образом, он убедительно доказал преимущество своих лоббистских возможностей по сравнению с предшественником.
Естественно, действенных результатов ожидать за два месяца руководства регионом пока рано. Известно, что Новгородская область стала первым регионом, фактически допустившим в прошлом году технический дефолт. Долги области растут. Система жилищно-коммунального хозяйства находится в плачевном состоянии, и ситуация остается неизменной на протяжении многих лет. Проблемами области остаются разваливающаяся система тепло‑ и водоснабжения, высокая налоговая нагрузка на муниципалитеты. В области с завидной регулярностью случаются коррупционные скандалы, в которых, так или иначе, оказываются задействованы местные руководителей всех уровней. Последний пример — задержание вице-губернатора Виктора Нечаева по подозрению во взяточничестве.
На фоне этого также в плюсы Никитину можно засчитать смену основных заместителей губернатора. Причём, новые кадры пришли извне региона. И это также можно рассматривать как плюс. Не вдаваясь в детали заслуг и достоинств уволенных заместителей Митина, они ассоциировались с итогами работы команды экс-губернатора. И удаление их от реального управления областью повышает электоральную поддержку врио губернатора. Пришедшие им на смену специалисты, безусловно, не имеют пока необходимого опыта работы на данной территории, а часто и в возглавленной ими сфере деятельности. Однако, они однозначно не обременены связями с прошлой командой и различными кланами области. И это позволит им работать в интересах области и назначившего их губернатора. Незамедлительная расстановка своих доверенных лиц во главе основных направлений деятельности региона демонстрирует готовность Никитина к долгосрочной продуктивной работе. Как и готовность нести за это личную ответственность.
Тут же стоит отметить, что заместителей губернатора удалось привезти из Москвы, но всю основную работу по практической реализации их стратегических новаций придётся выполнять местным специалистам. Привезти их извне не получится. Следовательно, необходим аудит имеющихся кадров, оценка их деловых качеств и навыков, а также формирование действенного кадрового резерва губернатора и развитие их компетенций. Только это позволит реализовать задуманное на новом качественном уровне. Пока подобных действий губернатора не заметно, но, возможно, они находятся ещё в процессе проработки.
Что касается минусов, то основные из них базируются на отсутствии у Никитина личного опыта регионального управления и местной политики. Это не его вина, а реальность. Проявляется это во многих мелочах. Например, выслушав жалобу жителей Завокзального района по поводу застройки их двора многоэтажным домом, он тут же выезжает на место на встречу с жителями, не имея предварительно подготовленного варианта решения их проблемы. Такие действия могут быть эффективны за месяц до выборов, но опасны за полгода. Отсутствие практической реакции на запросы жителей может привести к их разочарованию.
Из той же категории и взаимоотношения с мэром Новгорода Юрием Бобрышевым. Сергей Митин неоднократно пытался отправить мэра в отставку. Безрезультатно. Это только повысило рейтинг градоначальника, который неожиданно для себя превратился в символ противостояния с экс-губернатором. Любой новый губернатор, прошедший региональный этап управления, незамедлительно воспользовался бы ресурсом мэра для своей победы на выборах, отложив на будущее возможное противостояние. Однако, в Новгороде этого не заметно. Подобных мелких нюансов набирается достаточно и со временем их количество может перейти в качество. Ситуация осложняется тем, что в окружении Андрея Никитина пока не заметно специалиста, способного оказать содействие врио губернатора и предостеречь его от возможных ошибок в данной сфере.
Стоит отметить готовность Никитина к развитию территориального общественного самоуправления в области. Намерение имеет реальную стратегическую перспективу. Но, поскольку, практических шагов для этого пока не предпринято, судить о том, пойдут ли полученные в итоге результаты в плюс или минус врио губернатора, ещё преждевременно.
Таким образом, пока что можно говорить скорее о демонстрации Андреем Никитиным возможностей и намерений, чем о практических результатах деятельности. При этом, стоит помнить о том, что он находится во главе региона всего два месяца и полученные результаты обусловлены объективной реальностью в условиях малого отрезка времени. И если ему удастся реализовать озвученные планы, он получит прекрасный шанс для дальнейшего продвижения уже на федеральном уровне. Если же не получится, то вина в этом целиком ляжет на него и его команду.
Анна ЧЕРЕПАНОВА
Руководитель антикоррупционного центра «Трансперенси Интернешнл Россия» в Великом Новгороде, председатель НРОО «Собрание коренных новгородцев»
Прошло ровно 2 месяца с момента назначения Андрея Никитина врио губернатора Новгородской области. Подводить итоги и делать далеко идущие выводы ещё рано, но оценить первые шаги и наметившиеся тенденции уже возможно.
Как мне представляется, Андрей Никитин был назначен врио губернатора не для того, чтобы продолжить политику Сергея Митина и его окружения, украсив её модными аксессуарами АСИ, а всё же для проведения основательных изменений и реформ порядком прохудившегося новгородского хозяйства. После отставки губернатора Митина многие ожидали смены его команды, что совершенно логично и объяснимо. Обанкротившийся политик, утративший доверие граждан, уходит не в гордом одиночестве, а со своими соратниками, которые вместе с ним несут ответственность за непопулярные решения, грубые ошибки, невыполненные обещания. Однако ожидаемой замены команды не произошло, кадровые перестановки идут в вялотекущем режиме. Назначены «московские варяги»: вице-губернаторы Ольга Колотилова и Сергей Сорокин, советники Николай Новичков и Андрей Данилов. В то же время на ключевых позициях в правительстве остались наиболее одиозные «митинцы»: Вероника Минина, курирующая бюджет, и Владимир Варфоломеев, отвечающий за кадры и внутреннюю политику. Новые назначения проходят непрозрачно и закрыто. Единственный кадровый конкурс на должность руководителя Департамента транспорта и дорожного хозяйства был проведён в сокращённые сроки, при этом не известны ни фамилии претендентов, ни их биографии и программы, ни результаты отбора.
Складывается ощущение, что Андрей Сергеевич, взяв на себя управление Новгородской областью, одновременно нажал на газ и на тормоз, двигатель заглох, и никто никуда не поехал. Первые два месяца разочаровали: время не было использовано для повышения эффективности региональной управленческой системы и объёмного обновления команды.
У Андрея Никитина пока нет системного ответа на вызовы и угрозы, стоящие перед Новгородской областью. Проекты благоустройства, на которые делает акцент правительство, не могут быть главными в региональной повестке. Они лишь дополнение к базовым условиям жизни: хорошим дорогам, современной коммунальной инфраструктуре, доступной и качественной медицине, образованию. Классные примочки типа «Вежливой регистратуры», «Бережливой поликлиники», «Кванториума» не могут восполнить дефицит врачей и учителей, сделать комфортными и современными поликлиники и школы, остановить отток молодых людей в столицы.
Не состоялось личного знакомства Андрея Никитина с большинством муниципальных районов Новгородской области. Хорошая идея с организацией и проведением под эгидой АСИ стратегических сессий в муниципальных образованиях и сбором предложений «снизу» для формирования стратегии развития области может провалиться, поскольку ни сам губернатор, ни вице-губернаторы, ни руководители департаментов правительства, ни главы МСУ, ни представители крупного бизнеса участия в них не принимали. Высок риск того, что рациональные и интересные инициативы просто уйдут в корзину.
Не просматриваются новые подходы к взаимодействию с гражданским обществом, бизнес-кругами, политическими партиями. Также как и его предшественник, врио губернатора Андрей Никитин предпочитает встречаться с отфильтрованной общественностью, в реанимированный консультативный совет при губернаторе вошли чиновники и близкие к власти общественники. Современные каналы Интернет-коммуникаций не задействованы: врио губернатора хоть и присутствует в Facebook, но активность на его страничке стремится к нулю.
В сентябре предстоят выборы губернатора Новгородской области, но, ни сам врио губернатора, ни его окружение не предпринимают активных действий по позиционированию Андрея Никитина как яркого публичного политика. Праймериз «Единой России» пройдут по закрытой неконкурентной модели при участии технического кандидата — главы Крестецкого муниципального района Сергея Яковлева. Использование технологии отсеивания сильных оппозиционных кандидатов с помощью муниципального фильтра, как это было в 2012 году, для создания комфортных условий Андрею Никитину может критически снизить явку на губернаторских выборах. Новгородцы и так неохотно участвуют в выборах, на состоявшихся 9 апреля довыборах депутатов Думы Великого Новгорода явка составила всего лишь 10% избирателей.
Низкий уровень доверия новгородцев к действующей власти — главная проблема, с которой уже столкнулся Андрей Никитин. От того сможет ли он быстро перестроить систему управления, разработать и начать реализовывать программу первоочередных реформ будет зависеть поддержка избирателей и, как следствие, его политическая легитимность как губернатора. Ответ на этот вопрос мы получим в сентябре.
Алексей ГРОМСКИЙ
Политтехнолог, председатель Экспертного клуба «Антоново» (г.Великий Новгород)
Назначение Андрея Никитина на должность временно исполняющего обязанности губернатора Новгородской области спровоцировали в обществе ожидания быстрых, можно даже сказать «магических», перемен к лучшему. Параллельно многие общественные и политические деятели региона активизировали свою публичную деятельность, стремясь привлечь внимание Андрея Никитина к своим проектам.
Сам Андрей Никитин также задал довольно быстрый темп работы. При этом он не просто работает над решением накопившихся проблем региона, но закладывает основу для преобразований на структурном уровне, неизменно выстраивая последовательность нормального планирования — цель, стратегия её достижения, встречающиеся на этом пути задачи, этапы их достижения, аккумулирование необходимых для прохождения каждого из этих этапов ресурсов.
В качестве примера можно привести работу по совершенствованию профессионального образования. Только успели обсудить планы по формированию новой стратегии, с помощью приглашённых из Союза молодых профессионалов, как уже была проведена серия мозговых штурмов по соотнесению современной мировой теории с новгородской практикой подготовки рабочих и инженеров. Сегодня основные стратегические направления уже определены.
Другой пример. Всего через пару недель после встречи с Владимиром Путиным на заседании Совета по реализации приоритетных проектов и обсуждения улучшения системы здравоохранения, были оперативно развёрнуты «штабы» реализации проектов «Бережливая поликлиника» и «Вежливая регистратура» в двух поликлинических учреждениях Великого Новгорода.
Аналогично и проекты, начатые предшественником. К благоустройству набережной реки Волхов в черте Великого Новгорода, благодаря личным связям Андрея Никитина в Минстрое, привлечены одни из лучших архитекторов страны — сотрудники КБ «Стрелка». Они уже приступили к предварительным исследованиям на территории, как стало известно совсем недавно. Такая скорость подпитывает в народе «ожидание чуда». Потому граждане стремятся к личной встрече с врио губернатора.
Несколько позже стало понятно, у временно исполняющего обязанности губернатора был свой план первоочередных действий на новом месте работы. Прежде всего, Андрей Никитин досконально изучает ситуацию в регионе, ищет и находит резервы для развития современными средствами, доступными ему по линии Агентства стратегических инициатив, которые он возглавлял до назначения.
В ближайшее время, как ожидается, стратегию развития обретёт каждая из территорий. Причём стратегические сессии, вырастающие из высказанных мнений, являются по форме «мастерскими будущего». Люди в ходе общения с модераторами, работающими по заказу и на средства АСИ, не просто рассказывают о желательных изменениях, но и берут на себя определённую ответственность за их осуществление.
Предыдущий губернатор в значительной степени замыкал работу на себя. Андрей Никитин, напротив, готов делегировать часть полномочий активным людям. Можно сказать, действует «по-путински». Глава нашего государства тоже предпочитает коммуникацию с народом, привлечение к работе над стратегическими планами и их реализацией общественников, например, через структуры Общероссийского народного фронта. У Андрея Никитина, как у яркого представителя путинской команды молодых технократов, тот же принцип работы в ходу.
Что же касается взаимоотношения с местным чиновничеством, то пока Андрей Никитин предпочитает опираться на ресурсы внешних профессионалов, хоть и стремится сохранить членов старой команды, во всяком случае, тех из них, кто демонстрирует эффективную работу во взаимодействии с общественными активистами, что очень важно для ситуации «пересменки».
Но, допустим, в скоростном режиме и, при этом системно, приступить к решению проблем с качеством дорог невозможно без прямого контакта с Росавтодором, преодолению «цифрового неравенства» — без Минсвязи, а выполнить масштабную программу по газификации — без личных контактов с руководством «Газпрома». Именно такими личными связями обладает Андрей Никитин. И использует их в последнее время, практически, каждый день в интересах области.
Кроме возможности продемонстрировать быстрый эффект от изменений, в основном соответствующий «ожиданию чуда», использование московских связей ставит Андрея Никитина и на особую позицию среди представителей местной элиты. Часть элитных ещё при предшественнике Андрея Никитина, «ушли в штопор» конфликта, но опора на серьёзную поддержку федерального уровня, делает нынешнего врио губернатора не участником этих конфликтов, как бы ни хотелось многим, а их арбитром. Он довольно успешно уже несколько раз занимал позицию «над схваткой», демонстрируя государственное мышление и умение оценивать ситуацию исходя из задач по развитию региона, а не из интересов кого-то из участников внутриэлитных разборок.
Игорь КУДРЯВЦЕВ
Историк, доцент кафедры теории и истории государства и права Сахалинского института железнодорожного транспорта
Второй год губернаторства в Сахалинской области для Олега Николаевича Кожемяко вышел неоднозначным. Проблем с политическим доверием на федеральном уровне у губернатора, видимо, пока нет. Он был направлен в регион, дабы оптимизировать финансовые потоки разбогатевшей Сахалинской области и сделать их более доступными для Кремля и других регионов. С этой задачей новый губернатор вполне справляется. В частности, область внесла 50 миллиардов из своего резервного фонда в Корпорацию развития Дальнего Востока и стала её единственным инвестором из числа дальневосточных регионов. С доверием населения всё не так однозначно.
Олег Николаевич Кожемяко успешно стартовал в качестве и.о. губернатора и легко выиграл выборы в сентябре 2015 года. В этот период он провёл ряд симпатичных избирателям инициатив и вообще старался показать себя крайне деятельным человеком, не чурающимся руководства на местах. Дальше начались сложности. Бюджет области существенно просел и превратился из профицитного в дефицитный, хотя винить в этом исключительно губернатора было бы неправильно — проблемы испытывает вся российская экономика. Началось урезание социальных выплат на фоне обильного финансирования не вполне понятных проектов вроде «Музея истории России».
Не добавили губернатору популярности и переезд множества чиновников из Амурской области на руководящие должности на Сахалине, а также появление амурских компаний на местном рынке, вытесняющих местные. Если ранее большинство сахалинцев откровенно радовалось аресту бывшего губернатора Александра Владимировича Хорошавина, то теперь, хотя никто не сомневается в его коррумпированности, многие говорят, что на фоне нового руководства он был не так уж и плох. А тем временем, новый губернатор добился отмены выборов населением мэра областного центра. Политическое будущее Олега Николаевича связано с широко разрекламированными проектами по развитию сельского хозяйства и туризма. Но быстрой отдачи от них ожидать не приходится.
А пока губернатор продолжает работать в стиле «агрессивного менеджера», хотя ему и приходится нелегко. Волна арестов сахалинских чиновников продолжается и уже коснулась людей, которых Кожемяко привез с собой. Губернатор был вынужден публично вступиться за них и заверить, что они действовали по его указаниям и ничего уголовно наказуемого не совершали. Так что вопрос о доверии местного населения повис в воздухе.
Продолжение следует...
Комментарии (0)